В автомобилях за десяток лет изменилось многое. Технологии наступают: многоклапанные головки, изощренный впрыск, пространственная рама из легких сплавов и т.д. Ну, а если посмотреть с пользовательской точки зрения, не вникая в конструктивные изыски моторов и технологий? Безусловно – улучшились сервисные функции. Удобство использования автомобиля растет быстро и уверенно. Прежде всего, это выражается в перекладывании обязанностей водителя на разнообразную электронику. Порой навязчиво и безапелляционно.
Вы рулите, а мы подумаем
Если
посмотреть со стороны на развитие сервисных функций в автомобиле, то можно подумать, что водители
год от года становятся все ленивее и глупее. По крайней мере, производители
доверяют простому человеку все меньше и меньше. В самых современных моделях
владельцу разрешают самостоятельно разве что руль поворачивать. Действительно,
тормозит за него "брэйк эссист", на газ давит "круиз
контроль", вместо коробки передач – бесступенчатый вариатор, а педаль
сцепления вообще исчезает как класс. Коробка-автомат, конечно, удобная система.
Но не зря ценители активного вождения (таковые еще существуют) упорно
приобретают автомобили с "механикой".
Активно
внедряемые системы поддержания дистанции, спутникового ориентирования и
сохранения траектории наводят на мысль, что и руль у нас скоро отнимут. Чем же
заняться в дороге скучающему водителю? Как вариант – изучением многочисленных
сервисных устройств, которыми нашпиговали его автомобиль заботливые
производители.
"Незаменимые" сервисные
функции
Потолочный
люк: простая, казалось бы вещь. Однако теперь всякий уважающий себя люк
непременно должен быть электрическим! И это не две кнопки
"открыл-закрыл". Это целая россыпь функций: открыться под углом
вперед, открыться под углом назад, открыться полностью, закрыться, закрыться и
заблокироваться. Все это снабжено, по словам производителей, "интуитивно
понятным управлением", что в переводе на человеческий язык означает
"черт ногу сломит". Тем более что эта самая интуитивная "понятность"
у каждого производителя своя: то 5 мелких кнопочек с неясными пиктограммами, то
хитрый многосторонний джойстик, внедряется голосовое управление, а то и климат-контроль
его сам закроет, не интересуясь мнением пассажиров (неумолимо следует
настройкам).
Вообще
всяких устройств типа "контроль" в машине становится все больше, и
действуют они все самостоятельнее. Например "трэкшн-контроль" ни за
что не даст вам отправить машину в занос: одно колесо подтормозит, другое подкрутит,
движок притишит. Пока что вы можете отключить его, но вполне возможно, скоро он
будет автономным: чтобы человечки не препятствовали безопасности движения.
Особенность
встроенного сервиса в том, что привычные и обыденные устройства в автомобиле
превращаются в "инновационные" системы. То есть, становятся сложными,
пересыщенными функционалом. Например, зеркало заднего вида, что может быть
проще? Ан нет: встроенные часы, антирадар внутри, индикатор системы парктоник
уже поставят в тупик неподготовленного пользователя. Теперь, сдавая задом на
парковке, мы увидим в зеркале красные огоньки и услышим противный писк, причем
чем ближе препятствие, тем звук пронзительнее. Особо продвинутые системы, не
доверяя нашему здравомыслию, сами и на тормоз нажмут.
Или вот,
рукоятка КПП (там, где она еще осталась). Казалось бы, "палка с
ручкой", но не тут-то было: система полуавтоматического сцепления коварно
выключит муфту, стоит положить руку на рычаг. Типа: "взялся -
переключай!" Привычку держать ладонь на рычаге многим придется оставить.
Проблема – в ее отсутствии
Казалось
бы, такое засилье сервисных устройств должно изрядно отвлекать водителя
чрезмерным количеством кнопок. Однако проблема как раз в отсутствии проблем. Обидно,
когда система считает себя умнее вас и все делает сама. К примеру,
вызывающее ужас у русского водителя устройство, контролирующее наличие паров
алкоголя в салоне. Конечно, все за трезвость за рулем. Ну, а если пассажир
нетрезв? Он ведь тоже здесь дышит. Разлитая же в салоне бутылка с незамерзающей жидкостью для
стеклоомывателя может водителя дня на три превратить в вынужденного пешехода. И
никакой кнопки для отключения этой штуки не существует! Более того, только
высококлассный электронщик сможет вычислить это приспособление и закоротить его
ко всеобщей радости.
Это еще
что! В некоторых европейских странах планируют оснащать дорожные знаки
специальными передатчиками, а все автомобили – специальными приемниками. Так
что если на знаке написано "40", то как на газ не дави, машина
быстрее не поедет.
Вообще,
некоторые продвинутые разработчики решили, что кнопки – это вчерашний день, и
от них пора полностью отказаться. Даешь голосовое управление! Представьте себе:
произносите вы вслух "музыку погромче, а кондиционер похолоднее" -
все исполняется. Командуем: "фары включить, дворники выключить, люк открыть".
Красота! И тут вас какой-нибудь чудак подрежет... Как воспримет голосовая система
управления малоцензурную тираду слов, которые непроизвольно произнесет почти
каждый? Даже подумать страшно. Может все-таки по старинке, кнопками обойдемся?