Компания Nokian воплотила мечты
в реальность
Финская
компания обосновалась в заполярном Ивало. Тут финские шинники построили
специальный ангар для испытаний новых шин и доработки уже существующих моделей
- полигон под названием «Белый ад». Длина площадки 650 метров, ширина 20 метров. Ангар
поддерживает одну и ту же низкую температуру, предотвращает попадание солнца и
ветра, что необходимо для сохранения идеально скользкого льда.
Nokian в течение более 70 лет специализируется на выпуске покрышек.
Производство шин - залог благополучия компании. В 2013 году состоялась
презентация модели Hakkapeliitta 8 разработанной финскими шинниками. Модель
оснащена 190 шипами. Только представьте себе, какое количество! Аналогов в мире
Hakkapeliitta 8 не имеет. Компания выпустила данную модель, не взирая на то
обстоятельство, что все остальные производители резины из-за новых
законодательных требований были вынуждены снизить количество шипов.
И вообще, шипам на европейском континенте особо не рады. В некоторых
странах их применение и вовсе запрещено. В Скандинавии, несмотря на то, что
применение шипов до сих пор разрешено, потихоньку «гайки закручивают». В
северной части Европы с 1 июля 2013 года разрешено продавать шины с количеством
шипов не более 50 на 1 погонный метр, что на 25% меньше ранее допускаемого. Это
ограничение введено с целью сохранения дорожного покрытия. Исключением является
прохождение специального теста на износ покрытия дороги.
Компания Nokian взяла курс, которому продолжит следовать и в следующем сезоне.
В этот раз инженеры компании взялись за резину для внедорожников и кроссоверов.
Более конкретно о результатах станет известно осенью, именно в это время года
планируется снятие эмбарго на вывоз продукции компании.
В ангаре
Об этом позже, а сейчас… Огромный ангар освещен фарами машин. Дойти до
середины ангара – подвиг. Под ногами вместо привычного для таких помещений пола
- каток. Безупречно гладкое и ужасно скользкое ледовое зеркало. На этом льду
финские эксперты шинники оценивают разгон и торможение.
Представители компании разрешили журналистам, присутствующим во время
проведения испытаний смотреть и производить фотосъемку, попросили не задавать
никаких вопросов. Что–то похожее на шпионские страсти. Но времени для раздумий
нет, с другого конца ангара на всей скорости несся серебристый Porsche Cayenne.
Машина остановилась в противоположной части помещения. Для остановки на
идеальном скользком льду внедорожнику потребовалось расстояние в несколько
десятков метров. Инструктор поясняет, что на автомобиле установлены фрикционные
покрышки, поэтому тормозной путь велик. Сразу же Кайен делает второй заезд.
Разгоняется и тормозит, тяжелый крассовер встает на льду как вкопанный.
В салоне автомобиля, под рулем расположена кнопочка мерцающая зеленым
цветом. При помощи этой кнопки водитель управляет шинами. Нажал на кнопочку - шины выпустили шипы, при повторном нажатии - у автомобиля фрикционная
нешипованная резина. Вот в чем секрет успеха торможения на льду - в необычных
шинах.
Ведущий технический эксперт Nokian Tyres Матти Морри сдержан в
высказываниях о данной модели покрышек. С его слов новая модель станет доступной
для приобретения нескоро. В настоящее время их фирма производит лишь
демонстрацию своих возможностей.
Однако, финны не настолько расточительны, чтобы вкладывать деньги в новую
модель, не планируя ее массовый выпуск.
Шипы: «за» и «против»
Впрочем, в данной модели наличие выдвигающихся шипов — это половина
дела. Необходимо, независимо от того выпущены или спрятаны шипы, сохранить
сбалансированность резины, что гораздо сложнее. Современные шины «липучки» и
«шиповки» имеют большие отличия друг от друга: рисунок протектора, состав
резиновой смеси, форма и количество прорезей-ламелей — всё разное! Еще одной
серьезной проблемой является надежность фиксации шипа. Насколько крепко будет
держаться выдвигающийся «коготь»?
Кроме того, возникает вопрос - насколько доступны будут такие шины, т. е
остаются открытыми вопросы стоимости, массы и срока службы. К тому же сделать
из новой резины универсальную «всесезонку» практически не невозможно. Хотя
многие мечтали бы весь год не менять покрышки, а зимой при необходимости просто
нажимать на зеленую мерцающую кнопочку и выпускать шипы. Но, увы, летняя и
зимняя резина имеет множество отличий. Примером тому является то, что летняя
резина становится на морозе просто дубовой. Все эти тонкости в данном вопросе
эксперты Nokian, конечно же, знают, к тому же помнят историю с американской
компанией Q Tyres.
Что правит шипами?
Специалисты компании Q Tyres в 2007 году изобрели и воплотили проект Q
Celsius. Его суть заключалась в том, что в состав покрышки входила отдельная
пневматическая камера, которая по команде надувалась и таким образом выталкивала из протектора шипы. Для запуска данного проекта американским
специалистам удалось найти деньги, а шинники КНДР уже дали согласие на
производство новой модели. Однако до настоящего времени про Q Celsius ничего неслышно,
дальше переговоров дело не пошло.
Согласно нашим догадкам, принцип действия нокиановской модели
аналогичен. Об этом говорит то, что шипы выпускаются и убираются очень плавно,
скорее всего, это возможно вследствие повышения давления внутри шины.
Однако это лишь наши домыслы. Непосредственно перед присутствием на
тестировании шин нам было сказано, что разрешается смотреть и фотографировать,
и в то же время жесткое – не задавать вопросов. Но вопрос напрашивается
лишь один: «Что это? Простой пиар или серьезные намерения выйти на рынок с
уникальной новинкой?». А вообще, задумка удачная, особенно для Сибири и средней
полосы России, где температура воздуха в течение почти 5 месяцев в году ниже
нуля.