Toyota, всемирно известная компания по производству автомобилей, объявила о начале производства автомобилей, работающих на водородном топливе, раньше намеченного срока. Уже в декабре 2014-го года они начнут сходить с конвейеров, хотя в официальных планах был указан год 2015-ый. Первым заводом, который начнет их создание, станет завод Мотомати, расположенный в Японии, префектура Аити.
Согласно материалам, выложенным японским изданием The
Japan Times, будет производиться около двенадцати водородных машин каждый
месяц, при этом его стоимость будет, ни много ни мало, 8 млн. иен. Чтобы вы
понимали, это примерно равно 2.7 млн. рублей. Если переводить на доллары, то
выйдет 70 тысяч долларов. И это на 20% дешевле, чем было задумано.
Но, не смотря на стоимость, производитель надеется
на постоянное увеличение продаж, которое сможет снизить стоимость автомобиля в
два-три раза уже к 2020 году. И прежде чем начинать продажи, планируется
внедрение и развитие необходимой для их работы инфраструктуры.
При этом в Toyota не увлекаются несбыточными
мечтами и не рассчитывают на моментальные продажи новой разработки, хотя
японцы и надеются повторить или хотя бы достать до планки, поставленной
возымевшим успех Prius. И не удивительно, куда логичнее при выпуске
принципиально нового автомобиля не ждать сверхприбылей, а как можно шире
популяризировать идею.
Таких же результатов компания стремится достичь с
FCV. Считается, что процессы популяризации среди автолюбителей смогут запустить
развитие инфраструктуры, без которой не обойдутся подобные автомобили. И в
первую очередь это коснется автозаправочных станций.
Ожидается, что первый автомобиль серии, оснащенный
водородным двигателем, будет весьма сходен с концептом FCV, и при этом будет
заметно отличаться. Джеральд Киллман, который заведует проектами компании в
Европе, сообщил, что новый автомобиль будет выглядеть как седан и внешне
повторит черты концепта. Одно удручает, что новинка (как и положено новинке) не
будет доступной по стоимости, что явно видно из приведенных выше цифр. Также
Киллман заявил, что разработку смогут увидеть не только в Японии, но и в Европе, США.
Элон Маск, глава Tesla Motors, уже выразил скептицизм касательно будущего
автомобилей на водородных двигателях (FCV), но это не помешало Тойоте создать
свою версию экологически чистых автомобилей на всемирном рынке уже в следующем
году. Впервые прототип водородной Тойоты увидел свет на международной выставке
Consumer Electronics Show, которую недавно провели в Лас-Вегасе.
Издательство USA Today сообщает, что японский
концерн дает своим авто гарантии запаса хода в 500 км и возможность заправить
автомобиль за 3 минуты. Именно быстрая заправка подается как наиболее явное
преимущество новых автомобилей по сравнению с электрическими.
FCV способен развить скорость до 160-ти км\ч, а время, за которое он набирает
первые сто км\ч, равняется 10-ти секундам. Двигательная система, работающая на
водородном топливе выдает мощность 134 л.с.
Пока неизвестно, какие именно автомобили будут
запущены японцами в производство. Лишь одно можно с уверенностью сказать – это
будет седан, и предполагается, что его прообразом стал концепт FCV, показанный
недавно на токийском автосалоне.
Водородный автомобиль – как он
работает?
Движущей силой нового вида автомобилей является
топливный элемент, или, как его называют, электрохимический генератор.
Специалисты Toyota уже назвали его FC Stack. Внутри этого чуда техники
происходит реакция, в ходе корой окисляется водород. Именно эта реакция
вырабатывает энергию, которая затем перенаправляется в небольшой аккумулятор. А
уже сам аккумулятор, собственно, и питает электродвигатель. В качестве отходов
от работы двигателя автомобиль выбрасывает обыкновенную воду. Казалось бы – вот
он, экологический автомобиль. Но не все так просто – процессы изготовления
топлива на текущий момент недостаточно развиты и требуют немалых затрат. Почти
весь водород сейчас изготавливается из метана или угля, а этот процесс сильно
загрязняет атмосферу.
Специалисты уверены, что в будущем смогут создать
более экологически чистые способы получения топлива, например, при помощи АЭС или
наиболее безопасным для природы способом – электролиз воды с использованием
солнечных батарей. Альтернативный способ может приглянуться правительству
крупных городов – водород можно получить из отходов, используя бактерии. Пока
что японцы не открывают полной информации о силовых установках своих авто, но
упомянули, что «бензобак» сможет вместить до 5-ти кг сжатого водорода.
Вопросы снабжения
И все же, основной проблемой является
отсутствие инфраструктуры, которая жизненно необходима водородным авто. Без неё
невозможно будет их заправлять. Именно этот фактор является серьезным недостатком, рядом с которым электрокары выглядят в более выгодном свете, ведь
их можно зарядить везде, где есть розетка.
Но специалисты из Toyota не унывают, и уверены в
том, что их концерн сумеет приложить достаточные усилия для создания такой
инфраструктуры, которая не только создаст удобства для владельцев их
автомобилей, но и сможет сравниться с системой «заправки» электрических
автомобилей.
Известны даже стартовые планы. К примеру, 20 станций
уже собирают строить в Южной Калифорнии. Выбор места соответствует тому
региону, куда будут завезены первые «водородки». Затем их количество удвоят.
Идеалом этой кампании является создание такого количества пунктов, что они
будут в удалении не более шести минут друг от друга. (Правда, не уточняется,
какой при этом будет использоваться транспорт). В Toyota уверены, что этого
будет достаточно, чтобы удовлетворить потребности своих покупателей из этого
штата.
Интересный факт!
Водород не является уникальным топливом, подходящим
лишь к одному типу двигателей. Его успешно можно использовать и в стандартном
двигателе внутреннего сгорания! Разумеется, не без последствий. Общая мощность
двигателя при использовании такого топлива снижается примерно на треть, если
сравнивать с бензиновым топливом. Однако специалисты уже нашли способ убрать
этот недостаток, произведя коренные изменения в системе зажигания, в результате мощность
двигателя не только становится стандартной, но и увеличивается до 117%. Но,
опять-таки, и тут есть свои проблемы. Из-за такого применения двигателя
увеличивается выход продуктов окисления азота, что является следствием слишком
высокой температуры в камере сгорания. Могут подгореть клапаны и поршни,
особенно если двигатель работает долгое время. И, как будто этого мало,
водород, при высоких температурах, вступает в реакцию с материалами, из которых
состоят двигатель, а также со смазкой. Как следствие – слишком быстрый износ. И
вообще подобное применение не рекомендуется, так как водород текуч, способен
попасть в выпускной коллектор и воспламениться. То есть, если использовать это
топливо в обычных двигателях внутреннего сгорания, то следует произвести все
доступные его модификации для обеспечения безопасности. Роторный ДВС тут
заметно выигрывает, благодаря большому расстоянию между выпускным и впускным
коллекторами.
И вызывают некоторые опасения заявления противников данной
идеи, которые утверждают, что водородные автомобили чрезвычайно опасны,
поскольку водород способен испаряться из сжатого состояния и смешиваться с
кислородом. При определенном соотношении веществ возникает так называемый
«Гремучий газ», который очень легко воспламеняется. Сила взрыва при повреждении
водородного двигателя будет многократно превышать аналогичную силу взрыва
бензинового агрегата. Ну, а электрокары в этом плане выигрывают, так как почти
не взрывоопасны.