Первоначальный капитал для конструирования первых автомобилей был создан посредством продажи патентного права на английские прядильные машины компании Platt Brothers. Затем, в 1937 году, закончилась работа над созданием первого пассажирского автомобиля, названным Model A1, и первого грузовика Model G1. Model A1 была запущена в серийное производство в 1936 году. Тогда же была проведена первая поставка на экспорт – четыре грузовых автомобиля G1 продали в северном Китае. Всего через год, в 1937 г., произошла трансформация автомобильного департамента в отдельную фирму, под названием Toyota Motor Co., Ltd. Вот такая краткая история довоенного становления компании Toyota.
Пережив Вторую Мировую войну, в 1947 году компания начала изготовление другой марки машин - Toyota Model SA. В момент тяжелейшего финансового кризиса в 1950 году ей пришлось пережить первую, но, к счастью, единственную забастовку рабочих на заводах. В итоге руководству пришлось пересмотреть корпоративную политику. Отдел, занимающийся продажами, был преобразован в обособленную фирму - Toyota Motor Sales Co., Ltd. Однако, учитывая послевоенные трудности, когда японская отрасль автомобилестроения наравне с другими отраслями испытывала тяжелейшие времена, компании удалось пережить кризис, оставаясь в работоспособном состоянии. Таити Оно в начале 50-х годов задумал создание уникальной системы управления производством ( «камбан»), которая позволила бы устранить все возможные потери производственных мощностей, времени и материалов. В 1952 году эта система введена была в производство на предприятиях корпорации Toyota и способствовала значительному успеху компании, доказав свою эффективность.
В 1952 году скончался Киитиро Тойода - основатель компании. Toyota к этому времени вступила в период бурного процветания. В 50-х годах проводились обширные исследования, разрабатывались собственные конструкции и расширялся ассортимент моделей – появился знаменитый внедорожник Land Cruiser, очень известная сейчас модель Crown, а в Соединенных Штатах была образована фирма Toyota Motor Sales, задача которой состояла в экспорте автомашин Toyota на рынок США. Впрочем, первая попытка экспортировать автомобиль Тойота на американский рынок закончилась неудачей. Впоследствии, анализируя недочеты и сделав необходимые выводы, Toyota быстро справилась с установленной задачей.
В 1961 году выпустили модель Toyota Publica, этот маленький экономичный автомобиль очень скоро стал популярным. В 1962 году компания Toyota производит свой миллионный автомобиль. Экономическая ситуация 60-х годов в Японии стала налаживаться, что положительно сказалось на стремительном росте спроса на автомобили Toyota. Быстро развивается дилерская сеть Toyota за границей – в Азии, Европе и Южной Африке. Toyota добилась успеха на американском рынке - машина Corona, экспорт которой начался в 1965 году, довольно быстро стала самым популярным японским автомобилем и получила широкое распространение на международном рынке. Спустя год, в 1966 году, фирма Toyota производит свой самый массовый автомобиль марки Corolla, который с успехом продолжают выпускать и поныне. Тогда же был заключен договор с компанией Hino – одним из японских производителей авто. Подобное соглашение было заключено в 1967 году еще с одной компанией – Daihatsu.
В истории развития компании, Toyota в 1970 году начинает строить новые заводы, постоянно совершенствует технические характеристики агрегатов, и перемещает некоторые новшества с дорогих марок на более дешевые. Начато производство таких марок, как Celica (1970), Mark II, Carina, Sprinter. Модель Tercel (1978) стала первым японским автомобилем с передним приводом. Toyota в 1972 году производит с конвейера свой 10-миллионный автомобиль. Оправившись после финансовых трудностей, связанных с энергетическим кризисом, компания вводит систему жесткой экономии сырья, под давлением закона о защите атмосферы разрабатывает эффективнейшую выхлопную систему. Toyota вступает в следующее десятилетие, укрепляя свою внутрикорпоративную политику.
В 1982 году фирма Toyota Motor Sales Co. сливается с Toyota Motor Co. в корпорацию Toyota Motor Corporation. И в тот же год начинается серийное производство модели Camry. В тот момент Toyota решительно утвердилась на рынке Японии в качестве крупнейшего производителя автомобилей. Корпорация занимала третье место в мировом производстве. В 1983 году Toyota заключает долгосрочное соглашение с фирмой General Motors, и уже в следующем году их совместное предприятие в США начинает производить автомобили. В то же время была закончена первая очередь строительства Сибецу - собственного испытательного полигона фирмы Toyota, а в 1988 году он был окончательно достроен. В 1986 году Toyota перешагивает еще один рубеж – на этот раз выпущен 50-миллионный автомобиль. Выходят в свет другие модели - 4Runner, Corolla II, а также Corsa. Основным событием 80-х годов считается появление автомобиля Lexus – это подразделение Toyota, созданное для производства автомобилей высокого класса. Япония до этого специализировалась на выпуске небольших, экономичных и демократичных автомобилей, а при появлении Lexus положение в секторе дорогих роскошных машин изменилось. Спустя лишь год после создания Lexus, в продажу поступают такие автомобили, как Lexus ES250 и Lexus LS400.
В 1990 году компания Toyota открывает свой собственный дизайнерский центр, именуемый Tokyo Design Center. В октябре этого же года в тогдашнем Советском Союзе впервые была открыта авторизованная сервисная станция. Toyota продолжает завоевывать мировой рынок, во многих странах открываются новые филиалы и развиваются прежние. Кроме того, довольно активно идет научно-техническое исследование, создаются такие фирмы, как Toyota Soft Engineering Inc., Toyota System Research Inc., а также Toyota System International Inc. Затем, в 1992 году были опубликованы главные принципы деятельности корпорации - Toyota Guiding Principles, ставшие выражением корпоративной философии. Одновременно появляется так называемая «Хартия Земли» (The Earth Charter) – в ответ на возрастающие экологически направленные тенденции общества. На развитие Toyota значительное влияние оказала экология. Создавались программы и планы по защите природной среды, и в 1997 году в производство выпущена модель Prius, которая была оснащена гибридным двигателем системы Toyota Hybrid System. Кроме Prius, таким гибридным двигателем были укомплектованы RAV4 и Coaster. Вдобавок ко всему, Toyota выпускает в 1991 году свой уже 70-миллионный автомобиль, а в 1996 году – новый рекорд, 90-миллионный автомобиль. В 1992 году во Владивостоке открыт Toyota Training Center, заключены дилерские контракты с Volkswagen и Audi. Затем, в 1995 году подписывается соглашение с Daihatsu и Hino о долевом перераспределении продукции, в том же, 1995 году, компания объявила о принятии нового широкомасштабного бизнес-плана и начато производство двигателей на основе системы изменения газораспределительных фаз - VVT-i.
В Москве, в 1996 году, проходит открытие Toyota Training Center и начинается массовое производство бензинового четырехтактного двигателя, оснащенного системой непосредственного впрыска топлива (D-4). В следующем году, кроме производства Prius, также объявляется о начале производства автомобиля Raum. В 1998 году запущено производство Avensis и культового внедорожника нового поколения Land Cruiser 100. Одновременно с этим Toyota приобретает у компании Daihatsu основной пакет акций. В 1999 году Toyota выпускает в Японии свой 100-миллионный автомобиль. В 2000 году объем продаж автомобиля Prius достигает 50 тысяч штук по всему миру, запускается следующее поколение RAV4, в 2001 году продан 5-миллионный экземпляр Camry в США. Недавно в России основана фирма Toyota Motor , благодаря чему значительно увеличились продажи модели Prius.
Toyota на сегодняшний день является одним из крупнейших автомобильных гигантов мира, производящих свыше 5,5 миллионов автомашин ежегодно, то есть примерно одна машина в шесть секунд. Группа Toyota насчитывает множество компаний – среди них и автомобильные фирмы, и занимающиеся другими различными областями. Toyota приняла участие в гонках Формулы-1 в 2002 году, вступив тем самым в новую для себя сферу.