Как и отечественных «Жигулей», у «Оки» тоже был свой иностранный прототип, которым являлся Daihatsu Cuore японский автомобиль 1980 года выпуска. Помимо основных элементов кузова и нескольких технических решений, все остальное было разработано самостоятельно, особенно это касается силового агрегата и ходовой части.
Изначально «Оку» предполагалось оснастить оригинальным 3-цилиндровым двигателем, но вследствие его неготовности к моменту запуска массового производства было принято решение о том, чтобы применить 2-цилиндровый двигатель, фактически представлявший собой дополненную балансирным валом «половинку» 1,3-литрового мотора ВАЗ-2108.
Принципиально новый 3-цилиндровый двигатель был готов к началу 90-х, но кризис в отрасли помешал его внедрению. Японский автомобиль оснащался 3-цилиндровым двигателем, что также предполагалось сделать и на «Оке», но к моменту начала производства оригинальный двигатель не был готов, поэтому было принято решение оснащать автомобиль 2-цилиндровым двигателем, который был видоизмененным прототипом «половинки» 1,3-литрового мотора ВАЗ-2108. И хотя первоначальный вариант 3-цилиндрового двигателя все таки был готов в начале 90-х годов, но тогда недостаток финансирования и кризис всей отрасли снова помешали его внедрению.
Массовое производство автомобилей «Ока» начался в 1988 году.
Выпуск этих автомобилей начинается на Волжском автомобильном заводе, вследствие чего «Ока» получает обозначение ВАЗ-1111 (позже это ВАЗ-11113). Позднее производство малолитражки переносится также на СеАЗ в Серпухов и на ЗМА (легкое подразделение КамАЗА) в Набережных Челнах. Из-за низкой рентабельности на основных конвейерах ВАЗа, в 1995 году принимается решение о приостановлении производства «Оки». В это же время разрабатывается новый 2-цилиндровый двигатель, объем которого был увеличен с 0,65 до 0,75 литров, а мощность увеличилась с 31 до 35 лошадиных сил. Но и новый мотор также являлся «половинкой» все того же «вазовского» 1,5-литрового двигателя 1,5, являющимся более мощным.
И все же кризис 1998 года сыграл на руку производителям «Оки», автомобиль оказался наиболее доступным средством передвижения, что сказалось на увеличении спроса не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. ЗМА и СеАЗ непрерывно увеличивали производство отечественного автомобиля, единственного, который был представлен в сегменте А, но все это продолжалось до 2005 года, сказалось то, что автомобиль был уже морально устаревшим и на смену ему стали приходить более современные иномарки, в основном китайского производства. Ко всему прочему руководство АВТОВАЗА посчитало нерентабельным дальнейшую адаптацию двигателя под вводимые в стране нормы Евро-2, для этого надо было заменять дешевый карбюратор на дорогостоящую систему впрыска и установки каталитического нейтрализатора в системе выпуска. Выпуск двигателей для «Оки» был прекращен.
В 2006 году компания «Северсталь-авто» (в настоящее время Sollers) приобретает предприятие ЗМА, вследствие чего было прекращено производство «Оки». Единственный завод, который еще продолжает выпускать этот автомобиль, остается СеАЗ, где в 2006 году предпринимается попытка наладить производство модели СеАЗ-11116 с новым 3-цилиндровым 1,0-литровым двигателем, китайского производства, оснащенного инжектором (оригинальный двигатель от Daihatsu Sharade G10). В 2007 году была выпущена экспериментальная партия пикапов и фургонов подсемейства СеАЗ-11116-50, а также был разработан улучшенный вариант пикапа СеАЗ-11116-60 грузоподъемность 400 кг, а также использовалась полурамная конструкция.
Нельзя сказать, что за все время выпуска автомобиля производители не пытались его улучшить. Неоднократной модернизации подвергались приборная панель, системы отопления и вентиляции кузова и некоторые кузовные детали (бампер, решетка радиатора, обвес). Был увеличен размер колес с 12"до 13". Также была предпринята попытка установить обновленный 3-цилиндровый двигатель (СеАЗ-11116) импортного производства, и 5-ступенчатая КПП, что вкупе улучшило динамику разгона, позволило снизить шумность и вибрацию, и, что немаловажно, обеспечило соблюдение экологического стандарта Евро-2, и в дальнейшем с 2008 года и Евро-3.
Но и на СеАЗ пришлось прекратить выпуск «Оки» с января 2009 года из-за нерентабельности
С 2009 г. СеАЗ начал распродавать оставшееся оборудование и автомобили.
Можно сказать, что производители «Оки» установили своеобразный рекорд - этот автомобиль остается самым дешевым в мире. Если после дефолта 1998 года пересчитать его стоимость в американских долларах, то получится сумма около $ 1350. Даже самый дешевый индийский автомобиль Tata Nano по цене 100 000 индийских рупий или 00 не может поспорить с нашей «Окой». В середине 2007 года базовая комплектация «Оки» стоит приблизительно 123 тысячи рублей. Но большая часть выпуска автомобилей, предназначенных для инвалидов, распределялась по системе социального обеспечения и т.п.
Но из-за вынужденного использования импортного силового агрегата розничная стоимость «Оки» поднимается о стоимости одной из популярных моделей LADA 2105, которая относится к классу В+.
Автомобиль «Ока» позволял своему владельцу экономить не только во время его покупки, он также являлся лидером по экономичности среди автомобилей массового производства советской (а в дальнейшем и российской) разработки. Наименьшего расхода топлива (для 11113) можно было достичь при движении на трассе со скоростью 90 км/ч и включенной IV передачей, но при дальнейшем увеличении скорости расход топлива начинает резко возрастать вследствие аэродинамических потерь. При езде по городу расход существенно увеличивался 7 – 8 литров, принимая во внимание загруженность дорог и стиль вождения.
Хотя СеАЗ-11116 и смог изменить данный показатель до 5,5 литров на 100 километров за счет импортного двигателя, расход по трассе при этом остался на прежнем уровне 3,8 – 4,0 литров на сотню километров.
Удивительно, но такой небольшой автомобиль обладал неплохой проходимостью, благодаря большому дорожному просвету и оптимальной развесовки.
ВАЗ-1111 / ВАЗ-11113 3-дверный хэтчбэк.
Как уже отмечалось выше, мотор ВАЗ-1111 (11113) представляет собой «половинку» двигателя ВАЗ 2108 (21083). Хотя поршни и движутся синхронно, рабочий такт возможен только в одном. Особенностью двигателя ВАЗ-1111 (11113) можно назвать пару уравновешивающих валов, которые располагаются в картере двигателя, и представляют из себя эксцентрики, необходимые для того, чтобы скомпенсировать момент инерции синхронного движения нескольких поршней. Аналогичная система применялась моторах МеМз, устанавливаемые на автомобилях «Запорожец».
Система охлаждения автомобиля также повторяет систему ВАЗ-2108 и включает в себя термостат, насос охлаждающей жидкости, используемый также от двигателя ВАЗ-2108, что дает определенную гарантию в том, что будет достаточное охлаждение двигателя даже при высоких температурах. Хотя при низкой температуре не исключалась возможность того, что двигатель не прогреется до необходимой рабочей температуры из-за избыточного отбора тепла со стороны системы отопления. Благодаря основным техническим характеристикам автомобиля Ока наши автолюбители узнали много полезной информации!