В жизни любого автовладельца когда-нибудь наступает случай, когда необходимо находиться за рулем неисправного авто, который движется на буксире. Или, наоборот – по просьбе буксировать чей-нибудь автомобиль. И вот здесь выясняется, что управлять ведущей или ведомой машиной гораздо труднее, нежели одиночной.
Начинаем с правил
Напомним главные правила буксировки транспортных средств, которые обязательно следует выполнять во время передвижения неисправного автотранспорта, согласно Правилам дорожного движения. Известно, что гибкая сцепка должна быть длиной в пределах 4-6 метров. Это совсем не прихоть авторов Правил. Просто если сцепка будет более короткой, новичок за рулем во время резкого торможения буксировщика может попросту не успеть на это среагировать. А если сцепка длиной больше положенного – могут появиться трудности во время прохождения крутого поворота. Также правила буксировки транспортных средств обязывают водителя включать ближний свет на буксировщике, а на автомобиле буксируемом – аварийную сигнализацию, несмотря на время суток. В случае если «аварийка» не работает, сзади авто желательно закрепить знак аварийной остановки. Понятно всем, что буксируемый автомобиль должен быть с исправными тормозами и скорость передвижения не превышала 50 км в час. Напоследок, помните – во время гололеда буксировка запрещается.
Соединение автомобилей между собой
Вспомнив основные условия, можно со смелостью переходить непосредственно к процессу. Он, естественно, начинается с соединения двух автомобилей между собой. При наличии нормального буксировочного троса, снабженного карабинами, и если на транспортных средствах есть буксирные проушины в исправном состоянии – проблем не возникнет. Надо лишь закрепить карабин на проушине буксировщика с левой стороны, и на правой стороне буксируемого авто – теперь можно ехать.
Что делать при отсутствии специального буксировочного троса? Используем, в таком случае, предметы, оказавшиеся под рукой - веревки, ремни безопасности, стропы и прочее. Главное, чтобы «прочие» предметы были необходимой длины и прочными. Теперь все это закрепляем и связываем. Рекомендуется соединять между собой различные, необходимые предметы специальными узлами. Они вяжутся с легкостью, держат надежно и развязываются достаточно просто, - нужно лишь потянуть за кончик. Лучший вариант соединения буксируемого автомобиля с буксировщиком – сцепить их по методу «галстука». Нужно 2 троса закрепить на 1 проушине автомобиля-буксира, на другой же стороне – закрепить на 2 скобах авто, которое собираются буксировать.
Подготовка автомобилей
Что изменится для автомобиля-буксировщика, когда «на крюке» у него возникнет сателлит? Естественно, ему будет труднее, вследствие возросшей нагрузки на движок и трансмиссию, из-за увеличения расхода топлива. Получается, двигатель начнет нагреваться быстрее. Если авто исправно и данная нагрузка не чрезмерна для него, то здесь нет ничего страшного. Но все-таки, перед тем, как буксировать, лучше заранее проверить, хорошо ли натянут ремень вентилятора и уровень охладителя. Если буксировка происходит в зимний период, рекомендуется снять с радиатора утепляющий чехол. Буксируемый автомобиль тоже желательно подготовить к этой процедуре. Как пример, отсоединяем проводок с низким напряжением от катушки зажигания, потому что водителю, возможно, нужно будет часто включать стеклоочиститель с омывателем, использовать звуковой сигнал, а также торможение. На это все расходуется энергия аккумуляторов, которую лучше беречь. А катушка зажигания, если постоянно будет находиться под напряжением и вовсе может перегреться и прийти в негодность. Рекомендуется предварительно согласовать с коллегой предстоящий маршрут, условные сигналы, скорость движения и прочее. А теперь можно после этого сказать
Вперед!
Самый сложный момент при буксировке – это трогаться с места. Пассивная роль водителя авто, которое буксируют, не требует особых навыков: надо лишь убедиться выключены ли передачи и не затянут ли стояночный тормоз – и только потом ожидать стартового рывка. Гораздо труднее водителю буксировщика. Он начинает медленно передвигаться на 1-ой передаче, одновременно следит за натяжением троса. Если канат натянут достаточно хорошо, водитель выжимает сцепление для погашения рывка. И тут же, плавно опускает сцепление и добавляет газ, не давая провисать тросу.
Следующий сложный момент – это переключать передачи на тягаче. Следует стараться осуществлять эту задачу поскорее во избежание существенных различий в скорости движения до переключения и после. Пренебрежение этим правилом может грозить тем, что трос оборвется в два счета. И еще. Поскольку тягач стал несколько тяжелее, на каждой передаче разгон следует делать как можно больше, для компенсации потери инерции во время переключения. Большая ответственность лежит на плечах водителя тягача: он ни на мгновение не должен забывать, что у него на прицепе машина, водитель которой видит обстановку на дороге хуже и, соответственно, имеет ограниченные возможности для маневра.
Особые ситуации
Бывают ситуации, когда прибегают к буксировке не только в случае поломки автомобиля. Например, частенько случается, что кого-нибудь требуется выдернуть из ямы или попросту чья-нибудь машина не может завестись от стартера – тогда ее нужно лишь немножко «продернуть», чтобы она завелась. Хочется сказать немного слов об этих случаях. В первом - целесообразнее будет использовать трос более длинный: так тягачу не придется подъезжать слишком близко к яме и он не засядет рядом. Во втором, при попытке запуска мотора «с буксира» - надо на заглохшем авто включить 2-ую передачу, начинать трогаться только, когда выключено сцепление, и потом необходимо плавно опустить педаль во избежание резких рывков. После запуска двигателя следует выключить передачу, посигналить водителю впередиидущего тягача, остановиться и отцепить трос. И, конечно же, не стоит забывать отблагодарить доброго спасителя - когда-нибудь это все сторицей воздастся.