После побед на раллийных трассах Subaru приходится тащить за собой имидж автомобилей для гонок. Известно, что раллийные машины достаточно быстры и могут практически безболезненно приземляться даже после прыжков на расстояние до 30 метров, но вот комфорта внутри они лишены, да и не предназначены для повседневки. И если Impreza успешно уходит с прилавков только благодаря своему имени, то для Legacy, который является автомобилем классом выше, раллийная слава пошла во вред в плане маркетинга. Автомобиль Subaru Legacy 2009, тест драйв которого мы провели, прошел огонь и воду в завоевании своих покупателей.
Новое поколение Legacy — поколение стильного автомобиля. Как только Subaru потратился на Андреаса Запатинаса, работавшего перед этим в Alfa Romeo, так машина сразу же приобрела интересный внешний вид, который приблизил ее к лучшим японским образцам. У нее стремительный рисунок фар, внушительный воздухозаборник в бампере, отведенное назад лобовое стекло. Следует обратить внимание также на выступы в переднем бампере, которые находятся здесь явно по прихоти инженеров. Коэффициент аэродинамического сопротивления получился всего 0,28 – это отличный показатель. Говоря иначе, среди конкурентов, таких как Toyota, Honda Accord, Mazda 6 Avensis машина точно не спасует. Более того, для многих такой стиль будет более приятен, нежели мягкие линии новой Impreza.
Задний вид не особо привлекает внимание, у машины нет той «изюминки», которая позволяла бы легко найти ее глазами в куче других машин. Но окна без рамок, как характерная деталь, осталась неприкосновенной. Если говорить о конкурентах, то нельзя не сказать, что Legacy чуть компактней одноклассников от Mazda, Honda и Toyota. Однако по сравнению с предыдущими новое поколение машины стало больше в ггабаритах. Но размер - не главное, как понимает читатель. В салоне также чувствуется работа мастера. В коей мере Alfa всегда была интересна и чувственна, в той же мере были бездушны «внутренности» Subaru. Но виды изменения в лучшую сторону. Революции, конечно, ждать не стоит, но после включения зажигания стрелки приборов совершают «круг почета» — это радует. Также порадовала безукоризненная подгонка деталей салона и отличное качество пластика. Отдельно — о сиденьях. Когда компания представляет немало «горячих» автомобилей, они просто не имеют права быть хотя бы средними, не то что некачественными. Здесь они хороши: электрорегулировка по 8 позициям, и если бы не широкая спинка, то вполне бы заслужили «пятерку с плюсом». Отдельного упоминания достоин тот факт, что машина оснащена уже в базовой комплектации электростеклоподъемниками, электрорегулировками зеркал заднего вида, системой климат-контроля и круизоконтроля, фронтальными и боковыми подушками безопасности, «занавесками», магнитолой с CD-чейнджером, отделанным кожей рулем, люком в крыше. Впрочем, это неудивительно для автомобиля стоимостью 50 000 долларов. Резюмируя сказанное, отметим похвальное стремление данной марки стать ближе к конкурентам премиум-сегмента. Для этого есть уже почти все, не хватает чего-то неосязаемого. Может быть, гламура. А может, и не стоит стремиться к сверхдорогим.
Помните, что Legacy – это всепогодный штурмовик, который, в отличие от моноприводных конкурентов из Японии, является полноприводным. Эта деталь обязательно проявится, например, при снегопаде на темной дороге. Привод у автомобиля Subaru постоянный и симметричный, поэтому не придется удивляться, когда вдруг подключатся задние колеса, благо они всегда находятся в работе. Расположенный продольно двигатель, коробка передач, редуктор и карданный вал образуют прямую линию, на которой потери мощности являются минимальными. Еще один момент – и валы, и приводы имеют одинаковую длину, а значит, при разгоне не будет «увода», как у переднеприводных автомобилей. Полный привод имеют только конкуренты-европейцы Volvo S60 и Audi A4. Перечисленные выше достоинства Legacy – это еще не весь список. Для тестирования нам досталась модель Legacy в заводском тюнинге, которая называется не WRX STi, а Spec B (спецификация В). Если, например, в самой оснащенной версии стандартной комплектации (боксер 2,5 л) мощность достигает 165 л. с., то в этой комплектации (объем двигателя 3 л) мощность уже 245 л. с. – намного серьезнее! Для соответствия возросшей мощности были усилены тормоза: на смену стандартным элементам пришли вентилируемые диски увеличенного размера). Спереди стоят 17-дюймовые, сзади – 15-дюймовые диски. А вместо автоматической коробки передач установлена 6-ступенчатая механическая, которую заимствовали у модели Subaru Impreza WRX STi. Появился здесь и самоблокирующийся задний дифференциал. Переработали ходовую часть: место стальных амортизаторов заняли спортивные стойки Bilstein, а вместо 15- и 16-дюймовых штатных колес стоят 18-дюймовые.
Как говорят слухи, разработчики изрядно потрудились, чтобы суметь «подогнать» коробку Impreza под коробку Legacy. Точная настройка сделала возможным добиться более мягкого перехода с передачи на передачу, за счет чего удалось существенно снизить время переключения и обеспечить гладкую и мягкую работу трансмиссии. Но при этом будет ошибкой утверждать, что хода рычага являются короткими и подойдут водителю с «активными» замашками. Можно сказать, что хода несколько длинноваты, а вот четкость включения передач находится на высшем уровне. За рулем этого полноприводного седана с недалеко запрятанными раллийными генами водитель испытывает настоящий кайф. Жестковатость здесь можно назвать скорее упругостью. Однако для автомобиля, который разгоняется до 100 км/ч за 8,2 с и имеет максимальную скорость 237 км/ч, более мягкая подвеска оказалась бы самоубийственной. На скоростных поворотах чувствуется, как начинает работать система динамической стабилизации VDC, получающая информацию с сенсоров, расположенных на всех колесах, и подтормаживающая их отдельно друг от друга. В этой системе нет ничего особенного, но она настроена таким образом, что позволяет водителю несколько больше, чем обычные системы конкурентов. Если сказать по-другому, что здесь мы наблюдаем увеличение скорости, больше сноса и риска для того, кто действительно испытывает удовольствие от езды на предельных скоростях. Именно такую езду и имели в виду инженеры-проектировщики, которые снабдили этот седан самоблокирующимся задним дифференциалом повышенного трения. Он помогает лучше электронных ошейников не терять контроль над автомобилем в условиях, когда все в потоке вынуждены сбрасывать скорость.
В итоге имеем отличную развесовку благодаря низко посаженному плоскому оппозитному двигателю, который лежит под легким капотом из алюминия. Здесь находится 6-ступенчатая АКП. Подвеска с перевернутыми передними стойками (для более точного контроля движения колес) может подать пример того, как правильно использовать амортизаторы Bilstein. Проходя повороты, вы будете улыбаться во весь рот. Для этого здесь есть все. Ближайшие конкуренты данной модели – Jaguar X-Type 3.0 Sport, BMW 330Xi, Audi A4 3.0 Quattro. Однако, выигрывая по цене и некоторым техническим характеристиками, Legacy значительно уступает в имидже. С другой стороны, этот минус можно расценивать как плюс. Версия Legacy Spec B дает возможность существенно приобрести в размерах и комфорте и при этом сохранить подвеску и трансмиссию от Impreza. К тому же Legacy признан автомобилем года в Японии. Седаны Subaru Legacy известны российским автомобилистам очень хорошо. Они отличаются надежностью, комфортом, а благодаря полному приводу отменно ведут себя на зимних дорогах, но являются не очень мощными. В четырехцилиндровой модификации вы можете получить мотор максимум на 156 л. с. Эти автомобили можно назвать респектабельными, но однозначно не спортивными. Однако характер у Legacy поистине бойцовский.
Ни для кого не секрет, что для своего внутреннего рынка японцы изготавливают огромное количество уникальных моделей, которые недоступны автомобилистам Европы уже потому, что производится только с правым рулем (подходящий вариант только для «левосторонней» Великобритании). Так вот, в Японии выпускается Legacy в спортивном исполнении. Двухлитровый зверский турбомотор выдает мощность 280 л. с. можно было выжать и больше, но японские законы запрещают выпускать для местного рынка модели с более мощными моторами. Что становится с автомобилем после того, как он покинет салон дилера, не волнует уже никого. Вот почему в Японии так развита индустрия тюнинга. Автомобиль Subaru Legacy B4 RSK Twin Turbo изначально имел руль и двигатель в 280 л. с. Его купили в Японии и повезли в Россию, где он должен был стать уникальным леворульным «европейцем»: сотрудники фирмы «Урал- Ралли» поставили перед собой цель создать шоу-мобиль для своей гоночной команды. Путь автомобиля лежал из Владивостока в Москву. И был он очень тернист. Железнодорожники потребовали, чтобы в автомобиле, который перевозят на платформе, был затянут ручной тормоз и включена передача. А ведь на Subaru последнее делать запрещается. Дело в том, что при долгой транспортировке, когда присутствуют ритмичные толчки, слабые рывки колес передаются через трансмиссию в двигатель, а это может привести к самым печальным последствиям. Могут срезаться зубцы на ремне ГРМ, проворачиваться коленвал, а поршни могут «встречаться» с клапанами. К огорчению хозяев Legacy, так и произошло. Но нет худа без добра: когда впоследствии перебирали мотор, вместо стандартных поршней были установлены кованые (фирма «Toda Power»). Это было сделано еще и для того, чтобы мотор мог лучше переварить отечественный 98-й бензин, который не отличается высоким качеством. В двигателе дополнительно появились усиленные вкладыши коленвала, свечи с иридиевым напылением, термостат и топливная система большей производительности. Венцом тюнинга турбомотора является новый блок управления «Subaru Technica International», в результате чего мощность выросла и составила 320 л. с.
В соответствии с планом произошло превращение праворульного «японца» в леворульного «европейца». Причем удалось это сделать в соответствии со всеми ГОСТами, ведь у специалистов компании «УралРалли» есть лицензия на подобные виды работ, так что с постановкой автомобиля на учет проблем не было. Многим кажется, что «перекинуть» руль – это просто: нужно купить разбитую сзади машину-донор, взять от него все необходимые детали (переднюю панель салона, рулевую колонку, механизм педалей) и просто переставляется с машины на машину. Но на самом деле это процесс долгий (около месяца) и трудоемкий. Нужно ведь заменить моторный щит, рулевое управление, педали, системы климат-контроля, воздуховоды. Когда переделки подошли к концу, о «праворульности» Legacy напоминала только передняя потолочная ручка, оставшаяся над головой водителя, потому что переносить ее на другую сторону не стали. Отделанный синей кожей с красной прошивкой салон Blitzen смотрится на порядок богаче, чем в обычных Legacy. Непонятно, почему для названия модели автомобиля японцы использовали именно немецкий вариант слова «молния». Однако именно это название точно определяет характер автомобиля. Естественно, как только в моем распоряжении оказался Blitzen, я тут же отправился на поиски трассы попустыннее, где машина могла бы показать себя во всей красе.
При разгоне слышен не только жесткий и злой звук двигателя, но и свист турбины, а каждый раз, когда переключается передача и приходится сбрасывать газ, было отчетливо слышно «всхлипывание» - это мотор «выдыхает» лишний воздух, нагнанный турбонаддувом. Под капотом находятся две турбины. Турбина низкого давления работает постоянно и обеспечивает тягу (без проблем) на малых оборотах, которая позволяет спокойно ездить на «городских» скоростях. Турбина высокого давления начинает работать с 4 800-5 000 об/мин. – когда большинство водителей собираются включить следующую передачу. Если перебороть себя и продолжать давить на акселератор, то быстрый разгон усилится еще больше. Машина выстреливает так же резко, как мячик, отбитый бейсбольной битой. Тут приходится крепко держаться за руль, чтобы руки не сорвало с обода. Бурное ускорение продолжается несколько мгновений, вплоть до достижения предельных 7 850 об/мин. Если хотите и дальше наслаждаться таким разгоном, нужно успеть вовремя подбросить мотору следующую передачу. В механической коробке передач ступени меняются очень четко. И хотя сама КПП осталась прежней, механизм переключений заменен на более короткоходный от «STi».
Скорость даже спортивных машин, которые поставляются на рынок Японии, искусственно ограничивается 180 км/ч. Но мастера из «Урал-Ралли» не для того долго возились с мотором, чтобы ограничивать автомобиль по скорости электронной уздой. После доводки максимальная скорость автомобиля Blitzen составила 252 км/ч, поэтому спидометра, разметка на котором заканчивается цифрой 180 км/ч, стало не хватать. Приборная панель была полностью заменена на спортивную, с клеймом «STi» и элегантными кремовыми шкалами. Несмотря на то, что мощность существенно возросла, автомобиль по-прежнему надежен на дороге. И причина не только в постоянном полном приводе. Автомобилист лучше ощущает машину, чем прежний стандартный Legacy. Объяснение кроется буквально под капотом или багажником: там сразу видны растяжки верхних опор стоек подвески «Cusco». Еще две растяжки не видны – они специально спрятаны в недрах шасси. И сама подвеска намного легче стандартной из-за новых рычагов из алюминия. Все изменения в совокупности привели к тому, что машина стала слушать руль и быстрее и точнее повиноваться ему. Автомобиль лучше, чем стандартная машина, может держать траекторию на щербатом асфальте. А вот на плохих дорогах за рулем Blitzen нужно быть очень осторожным, поскольку алюминиевые детали шасси не смогут выдержать ударов. Ошибкой будет предполагать, что Blitzen – однозначно спортивный автомобиль, почти гоночный болид. Во многом он остался Legacy. И даже несмотря на переделанную подвеску, машина сохранила плавный ход. Это произошло благодаря особым амортизаторам «Bilstein», которые установили взамен стандартных. Без участия электроники их жесткость изменяется в зависимости от скорости: чем она выше, чем быстрее проходятся виражи, тем они жестче становятся. Если же, наоборот, неспешно кататься в городском потоке, автомобиль будет столь же плавным, как стандартный Legacy.
Blitzen смотрится агрессивно. Особенно хорош задний спойлер из фирменного арсенала «Subaru». Однако больше всего изменений произошло внутри. У центральной консоли появился цвет металлик, на ней появились два прибора. Контроллер «Ultra», с помощью которого снимается ограничение по скорости и который отслеживает пройденный путь и среднюю скорость. Также через контроллер можно выставить ограничитель оборотов (звуковой): когда мотор раскрутится до заданной величины, зазвучит зуммер, подсказывающий, что пора переключаться. Так можно не отвлекаться от дороги на тахометр, если вождение экстремальное. Второй прибор – это буст-контроллер, который позволяет регулировать силу наддува турбин. С практической точки зрения полезность его состоит в том, что если уж вам «повезло» заправиться плохим бензином и машина стала подергиваться, можно снизить производительность турбины, чтобы поберечь мотор. Третий дополнительный прибор – это турботаймер. Ведь автомобиль с турбомотором после остановки должен поработать на холостом ходу хотя бы минуту, чтобы нагнетатель мог медленно остыть (это значительно продлевает ресурс). Турботаймер избавляет от необходимости сидеть при этом в салоне и ждать: смело можете вынимать ключ зажигания, включать сигнализацию и отправляться по своим делам. При этом двигатель будет работать столько времени, сколько вы зададите, а потом автоматически заглушится. Практика показала, что даже после экстремального тюнинга Legacy остался собой – комфортным, практичным и даже роскошным автомобилем.