Избавиться от конденсата с помощью современных химических средств, как правило, удается ненадолго: уже через несколько дней влага вновь оседает на стеклах, вынуждая владельца авто брать в руки тряпку, смоченную спецраствором, и снова обрабатывать салон. А различные хитрости, к которым прибегают водители в борьбе с запотевшими стеклами, не могут похвастаться универсальностью. Тем не менее, победить конденсат можно, однако каждый автолюбитель должен сам определить, какой метод для него более приемлемый.
Что такое конденсат и как избавиться от конденсата на стеклах в автомобиле?
Причиной появления конденсата является охлаждение поверхности стекла ниже температуры точки росы – состояния воздуха, при котором он больше не может поглощать влагу, и жидкость тут же выпадает на любых предметах в виде капель. В холодное время года, когда способность растворения влаги в воздухе существенно снижена, достаточно провести в салоне автомобиля при закрытых окнах несколько минут, как стекла начнут запотевать от дыхания находящихся внутри людей. Источником конденсата служит любая влага, попадающая в салон автомобиля. Создать проблему могут не только резиновые коврики, плохо просушенные после посещения автомойки, но и обычный термос с горячим чаем, открытый в машине по пути на работу.
По законам термодинамики влага оседает на тех предметах, которые имеют наиболее низкую температуру. Поэтому автомобильные стекла, постоянно охлаждающиеся снаружи, служат прекрасным сборщиком конденсата.
Стекла потеют, изобретатели – не дремлют
Одним из способов борьбы с конденсатом может стать наличие в салоне автомобиля предмета, температура которого постоянно будет ниже температуры стекол. Народные умельцы, используя эти познания в физике, иногда оснащают свои машины алюминиевой трубкой, один конец которой выводится в салон, а другой наружу, крепясь к решетке радиатора. Алюминий является одним из самых легко охлаждаемых металлов, поэтому вся влага, попадающая в воздух внутри машины, будет скапливаться на такой трубке. Однако устанавливать в машине подобное хитроумное устройство либо постоянно возить с собой контейнер с сухим льдом для сбора конденсата (автолюбители практикуют и такое) – далеко не самые практичные и удобные варианты решения проблемы, как избавляться от конденсата на стеклах в автомобиле.
Более простым средством борьбы с запотеванием автомобильных стекол является искусственное снижение влажности в салоне. Сделать это можно несколькими способами. В первую очередь, необходимо обеспечить приток внутрь машины свежего воздуха. Для этого необходимо почаще проветривать салон и не лениться открывать боковые стекла даже тогда, когда за «бортом» - минусовая температура, а ваш «железный конь» оснащен новейшей вентиляционной системой. Кроме этого, стоит отрегулировать потоки воздуха, которые поступают в автомобиль через салонный фильтр, направив их на ветровое и передние боковые стекла. При этом сам фильтр необходимо менять через 30-40 тысяч км пробега машины, так как его засорение снижает эффективность работы вентиляционной системы.
Если в вашей машине установлен кондиционер, то его также можно использовать для борьбы с запотеванием стекол. Он прекрасно выкачивает влагу из воздуха и при работе в режиме обогрева способен длительное время защищать стекла автомобиля от конденсата. Однако такой метод решения проблемы запотевших стекол имеет один существенный недостаток – если температура воздуха на улице опустилась до 3-5 градусов ниже нуля, то автомобильный кондиционер попросту не будет работать. Во многих машинах предусмотрена автоматическая блокировка кондиционеров в случае нарушения температурного режима. Но даже если она и отсутствует, проблемы это не решит – задняя панель этого устройства в режиме отопления на морозе очень скоро замерзнет, и ваш кондиционер рискует выйти из строя.
Современные автомобили, как правило, оснащены системой электрического подогрева заднего стекла, что также помогает в борьбе с оседанием на нем конденсата. Способ эффективный, но, увы, не годится для «лобовиков», так как нихромовая проволока, используемая при прошивке стекол, очень сильно снижает уровень обзора водителю.
Автомобильная химия – дешево, быстро и … малоэффективно
В физике существует такое понятие, как смачиваемость поверхности – свойство любого твердого вещества удерживать на себе влагу. Чем ниже этот показатель, тем меньше влаги оседает на предмете. На этом принципе основано действие всех без исключения препаратов автомобильной химии, которые предназначены для борьбы с конденсатом. Существуют и народные методы снижения смачиваемости поверхности путем протирки автомобильных стекол поваренной солью, долькой лимона, нашатырным спиртом и т.д. Но, как правило, использование различных препаратов в этом случае дает кратковременный эффект. И дело не в том, что наука пока не придумала действенный способ бороться с конденсатом химическим либо механическим путем: в природе попросту не существует твердых веществ с нулевой смачиваемостью поверхности. Поэтому специальные растворы, предназначенные для защиты стекол от конденсата, «работают» 1-3 дня, после чего процедуру приходится повторять.
Тем не менее, автохимия сегодня является одним из самых доступных средств для защиты стекол машины от запотевания. Следует лишь помнить, что перед тем, как нанести препарат, обрабатываемую поверхность необходимо обезжирить. Иначе вы зря потратите деньги на автомобильную химию, которая на неочищенном стекле не даст ожидаемого эффекта. Обезжиривать стекла лучше всего медицинским спиртом либо бытовыми химическими средствами для чистки полированных поверхностей, которые эффективно удаляют жир и практически не оставляют радужных маслянистых разводов.