Мы живем в век высоких скоростей. С каждым днем скорость автомобилей растет. Да, разогнать машину легко, но так ли легко ее остановить? Для того чтобы торможение произошло быстро и своевременно, каждый современный автомобиль должен иметь тормозную систему, отвечающую высоким требованиям. Она должна быть эффективна в процессе замедления, сохранять устойчивость при торможении, и, также, быть легкой в применении, в совокупности обеспечивая нормальные условия для водителя.
Сегодня мы рассмотрим основные признаки неисправности тормозной системы, и именно, той части, на которую, в большинстве случаев, приходятся основные нагрузки - колесных тормозных механизмов. Они имеют деление по конструкции:
- не вращающиеся трущиеся элементы - ленточные, дисковые, колодочные и комбинированные;
- вращающиеся трущиеся элементы – дисковые и барабанные.
На сегодняшний день большинство современных автомобилей оборудовано дисковыми тормозами на передней оси, и барабанными - на оси задней. Также, часто встречаются автомашины с задними дисковыми тормозными механизмами. Они устанавливаются, как правило, на более мощные и скоростные модели машин.
Обычно на переднюю, ось автомобиля устанавливаются открытые дисковые тормозные механизмы, имеющие плавающую скобу. Они имеют хорошее охлаждение, вследствие чего, даже при частом использовании, обеспечивают эффективное торможение. Данная тормозная система достаточно уравновешена, и изнашивание колодок в ней происходит равномерно.
Но этим преимущества дискового механизма не ограничиваются.
- Он обладает минимальными зазорами, что позволяет тормозной системе срабатывать почти мгновенно.
- Также, его конструкция дает возможность увеличить поверхность трения фрикционных накладок, вследствие чего, давление на них уменьшается.
Износ накладок
При торможении автомобиля происходит неизбежный нагрев тормозных механизмов и износ накладок. В процессе нагрева трущихся поверхностей ускоряется износ накладок. Одним из первых признаков окончательной неисправности накладок являются различные шумы, появляющиеся при использовании тормозов: визг, скрипы и т.п. В настоящее время некоторые автомобили комплектуются датчиками, следящими за износом колодок, но, к сожалению, на наших дорогах они сами выходят быстро из строя.
Износ барабанов и тормозных дисков
Барабаны и тормозные диски тоже изнашиваются, хоть и не так интенсивно, как колодки. Это выражается в появлении на рабочей поверхности глубоких борозд, а на периферийной части дисков происходит потеря прямолинейности. При длительном нагреве в процессе торможения диск может покоробить, что приведет к осевому биению, которое будет выражаться неприятными точками при нажатии на педаль тормоза.
Прежде чем, менять такой диск, необходимо произвести замер его толщины и биения. Данная процедура осуществляется индикатором перемещений. Ясно, что если диск достиг по толщине предельно допустимых минимальных значений, у него один путь – в утиль.
Но, если толщина диска еще не вышла из допустимых пределов? Конечно, идеальный вариант - это замена. Только не каждый водитель может себе это позволить, когда средняя цена вентилируемого тормозного диска на иномарку варьируется от 100 до 200 долларов. К тому же, диски или барабаны меняются только парами. В данной ситуации клиент будет искать вариант обойтись наименьшими затратами, например, воспользовавшись проточкой тормозных дисков.
Проточка тормозных дисков
Если состояние и толщина диска позволяет после обработки укладываться в нормативные значения, то его можно подвергнуть проточке. Или, если сказать по-другому, даже нужно.
Проточку, как показывает опыт, можно сделать только один раз, но и этого бывает достаточно. Это дает дискам отсрочку еще примерно на год.
После проточки поверхность тормозного диска становится абсолютно плоской. Следовательно, замедляется скорость износа колодок, и происходит он более равномерно. Так же, как показывают проведенные испытания, диски с проточкой обладают даже лучшими тормозными качествами, чем диски без проточки. При сравнении тормозного пути двух автомобилей на скорости 120 Км/ч, у автомобиля, имеющего диски с проточкой, тормозной путь был на 20 метров меньше, чем у второго.
Проточка дисков может осуществляться различными способами с использованием специализированного оборудования.
Можно осуществлять проточку дисков, не снимая их с автомобиля. Сначала с автомобиля снимаются колеса, и, используя индикатор, замеряют биение. Затем подкатывают станок на тележке, и обрабатывают поверхность. Данный способ позволяет достигать довольно высокой точности при обработке и допускать минимум погрешностей. Также, этот способ позволяет обрабатывать обе поверхности диска, что исключает деформацию от использования резца. Это достигается при помощи оригинальной конструкции точильного блока. Она позволяет приводному устройству вращать тормозной диск, резцы при этом обрабатывают обе поверхности одновременно.
Кроме оборудования для обработки дисков, есть станки, которые позволяют производить обработку и накладок колодок на барабанных тормозах. Это особенно важно для большегрузных автомобилей, которые имеют колодки большой толщины, да и общее количество колодок довольно приличное. Главным отличием между станками является то, что у станков для обработки накладок приводное устройство инструмент - вокруг колодок. Стружка и пыль из-под резца удаляется с помощью встроенного пылесоса.
Не будем также забывать об оборудовании для обработки барабанов. Обработка барабанных механизмов может производиться только при снятии их с автомобиля. Для этого используются специальные станки. Эти станки довольно универсальны – они позволяют обрабатывать как барабаны, так и диски, снятые с автомобиля. Одним из их огромных плюсов является возможность производить шлифовку маховиков.
Можно сделать вывод - у автосервисов два варианта выбора пути: либо просто заменить неисправную деталь, либо вложить немного средств и труда, и привлечь клиента более выгодным вариантом ремонта. Как говорится, было бы желание.