Любая поломка ДВС принесёт автовладельцу огромные неприятности, и выльется в круглую сумму. Но, и СТО поломки могут принести немало хлопот, ведь цена ошибки здесь высока, а устранять неисправности по гарантии, специалистам придется за свой счет. Причины основных поломок бывают разные, и одной из них, например, может быть дефект подшипников. Данная статья опишет основные поломки кривошипно-шатунного механизма.
Любое отклонение от нормальной работы подшипников, рано или поздно, вызовет их поломку, хотя они способны без каких-либо повреждений, надежно работать сотни тысяч км.
Всё многообразие, преждевременного выхода кривошипно-шатунного механизма из строя, можно разбить на 2 группы: это либо нарушение правил эксплуатации автовладельцем, либо ошибки механиков, ремонтировавших двигатель.
Распространенная причина поломок - абразивные частицы. Без своевременной замены масла, фильтр загрязняется настолько, что большая часть масла поступает в двигатель без очистки - через перепускной клапан.
- Процесс абразивного износа резко ускоряется, если в двигатель установили низкокачественные детали. Стружка, попадающая в масло, уже через пару сотен км, забьет фильтр.
- И, все-таки, главной причиной абразивного износа является некачественная сборка - вкладыши прослужат гораздо меньше, если детали просто не мыть перед сборкой. В результате недобросовестной сборки, уже через несколько часов работы, вкладыши будут выглядеть так, как после нескольких тысяч часов работы.
- Это легко обнаружить - абразивные частицы вблизи смазочных отверстий поцарапают поверхности вала и вкладышей, и внедрятся, в виде блёсток, в рабочие поверхности вкладыша.
Эксплуатация ДВС с многослойными вкладышами на "старом" масле приведет к коррозии, окислению и разрушению рабочей поверхности вкладыша. Для начала, коррозия "проест" верхний слой, затем никелевый подслой, и, в итоге, доберётся до антифрикционного слоя, оставив после себя многочисленные поры на поверхности.
- Такие поломки - результат коррозии под напряжением (фреттинг - коррозии), возникшей в результате большой нагрузки в подшипниках. Это характерно для дизелей: либо при нерегулярной замене масла, либо при использовании масла несоответствующего сорта.
Типичный пример некачественного ремонта ДВС - выкрашивание рабочего слоя, которое проявится в виде местного отслоения материала от основы.
- Вероятной причиной такого развития событий может быть установка вкладышей, не соответствующих нагрузке и частоте вращения, например, при установке вкладышей от бензинового мотора на дизель, либо при использовании вкладышей от атмосферного вихрекамерного дизеля на дизельном моторе с наддувом. В такой ситуации, обычно, разрушается верхний шатунный вкладыш.
- Второй причиной поломок может быть твердая частица, попавшая между вкладышем и постелью. Большие локальные нагрузки приведут к местному разрыву масляной пленки, и локальному перегреву вкладыша, что обязательно оставит на его тыльной стороне пятно перегрева.
Причин для недостатка смазки, для самой распространенной причины разрушения вкладышей, достаточно:
- пробитый поддон,
- срезанные шлицы привода масляного насоса,
- забитый масло-приемник.
- Все это приведет к разрушению масляной пленки, соприкосновению поверхностей, перегреву и плавлению материала вкладыша.
- К этому же результату, приведет и недостаточный зазор в подшипнике, и неправильная форма постели - все это вызовет выжимание масла из зазора между шейкой вала и вкладышем.
- Тот же эффект будет при попадании в масло топлива или охлаждающей жидкости, при запуске двигателя, заправленного летним маслом, на морозе.
- На ранней стадии вкладыши, работающие в режиме масляного голодания, будут иметь блестящие подплавленные участки. В таком режиме дальнейшая работа подшипника приведет к расширению поврежденного слоя, вплоть до его полного разрушения.
- Даже при обильной смазке, вследствие деформации постели, вкладыши, не имея хорошего натяжки и теплового контакта с шатуном, или опорами блока, тоже перегреются.
- Недостаточная затяжка крышки подшипника, либо попадание между её частями грязи, спровоцирует идентичный результат.
При перегреве вкладышей, кроме потемнения тыльной стороны, растрескавшегося рабочего слоя, и блестящих "подплавленных" участков, деформируется и их стальная основа. Такой вкладыш, установленный в постель, не удержится в ней и выпадет.
- Часто, края вкладышей изнашиваются из-за слишком больших галтелей, выполненных на шейках коленчатого вала при его ремонте. В зависимости от их формы, износ бывает с одной или обеих сторон.
- К "подплавлению" краев вкладышей ведет и перекос осей, в то время, как галтели снимают "лишний" металл, прочерчивая по краям риски.
При установке валов, восстановленных способом сварки и наплавки, наблюдается повреждение вкладышей крупными частицами. Иногда, при отслоении нанесенного на вал металла, его частицы, повреждая вкладыши, оставляют на них характерные V-образные следы. Заметим, что восстановление валов - редкое явление, и этот вид дефектов встречается редко.
Рассмотрев основные причины неисправности вкладышей, можно легко составить перечень мероприятий, помогающих до минимума снизить вероятность поломки кривошипно-шатунного механизма. Но, хотя такая профилактика намного проще и выгодней ремонта, многие о ней забывают, надеясь на пресловутый "авось".
При исправной системе смазки, применении высококачественного масла, контроле его уровня и своевременной замене вместе с масляным фильтром, долгая и безотказная работа подшипников гарантирована.
Пристального внимания заслуживает геометрия постелей вкладышей, не параллельность и перекосы осей постелей и шеек. Используя только качественные комплектующие, соответствующие этому ДВС, и не забывая о "золотом правиле" моториста - лучше зазор на 0,03 больше, чем на 0,01 меньше, можно быть уверенным, что вкладыши не подведут.