При росте мощности двигателей, увеличиваются требования к материалам прокладок, несмотря на то, что технология производства выполнена уже на высоком уровне.
Дефекты прокладок, которые довольно часто встречаются на практике, обнаруживаются в схеме уплотнения стыка блока с головкой цилиндров. Как известно, прокладка обеспечивает различные виды уплотнений, а именно: газовое уплотнение в полости цилиндра, водяное в каналах системы охлаждения и масляное, соответственно, в каналах масляной системы. Чем ближе расположены эти каналы и их полости друг к другу, тем больше вероятность возникновения того, герметичность прокладок будет утеряна.
Причин такой проблемы может быть множество, но самая основная заключается в нарушении правил эксплуатации транспортного средства. Также, к этому может привести несоблюдение технологии обслуживания автомобиля и его ремонта. В этой публикации можно найти основные причины для замена прокладки головки блока цилиндров двигателя.
Как же определить неисправность прокладки ГБЦ?
Внешние признаки этой проблемы достаточно разнообразны, однако, в совокупности они дают возможность точно диагностировать причину неисправности. К таким признакам можно отнести появление следов масла, охлаждающей жидкости, отложений нагара. Кроме того, может быть изменен цвет жидкостей, деталей автомобиля. А также, возможно появление следов обжатия, обгорания, эрозии на поверхности деталей.
Часто, причиной дефектов прокладок является неисправность системы охлаждения, чуть реже – проблемы с процессом сгорания. Однако, как гласит статистика, в 80% случаев неправильная затяжка болтов при ремонте двигателя приводит к повреждению прокладок.
Одной из главных причин неисправности прокладок является перегрев.
При перегреве повреждается не только прокладка - деформируется блок цилиндра и плоскость головки, на которую приходится, все же, большая часть повреждений. Когда головка нагревается, происходит усиление обжатия прокладки. Это происходит вследствие того, что сталь болтов расширяется меньше, чем алюминиевый сплав головки. Когда сдавленная прокладка охлаждается, она уже не обеспечивает герметичность в местах с низким удельным давлением. Таким образом, в процессе перегрева поверхностные слои прокладки отвердевают. В результате, происходит потеря эластичности, и прокладка перестает обеспечивать уплотнение в месте соединения головки с блоком цилиндров на всей плоскости.
Когда прокладка становится твердой и обугленной в местах около камер сгорания, что можно выявить при осмотре, тогда можно сказать, что причиной данного явления стал перегрев двигателя. В этом случае необходимо не только заменить прокладку, обработать плоскость головки, но и поискать причину перегрева в системе охлаждения. Это может быть обусловлено неисправностью термостата, либо вентилятора. К тому же, причиной может выступать обычная течь шлангов.
Но, бывает и так, что при перегреве двигателя прокладка все-таки сохранилась. Здесь есть два решения: оставить все как есть, но при этом течь рано или поздно появится, либо не испытывать судьбу и заменить прокладку сразу. Второй способ более рационален, и лучше потратить немного времени и денег на ремонт, чем оказаться «сломанным» в самый неподходящий момент.
Течь прокладки.
Необходимо также следит за тем, чтобы прокладка была основательно обжата, иначе она «потечет». Такое случается, когда плохо затянуты болты головки. Такие ошибки сейчас встречаются достаточно редко. Бывают и другие ситуации, когда болты правильно затянуты, а прокладка все-таки осталась не обжата. Причина в этом случае заключается в элементарных нарушениях ремонтных технологий.
Приведем пример, когда написано в руководстве по ремонту, что перед затяжкой необходимо смазывать маслом резьбовую часть болтов, а это условие не выполнено. В результате чего, весь момент уйдет на то, чтобы преодолеть силу трения в резьбе, а не на то, чтобы прижать головку к блоку.
Возможно, из-за этого, резьбовая часть болтов на некоторых современных двигателях имеет специальное покрытие, и такие болты не смазываются. Твердая смазка более эффективна и улучшает работу болтов.
С другой стороны, не надо обильно смазывать маслом болты. Ведь масло не сжимается, и при заполнении резьбового отверстия, не даст зайти болту до конца. В этом случае блок может треснуть по резьбовым отверстиям.
Воздействие температуры и вибрации может привести к ослаблению прокладки, и если вовремя повторно не затянуть болты, то в стыке головки с блоком может снизиться удельное давление до недопустимого уровня, вследствие чего, возникнет течь прокладки.
Детонация и калильное зажигание являются также нарушением процесса горения.
Они приводят к значительному повышению температуры на разных участках камеры сгорания.
Причину повреждения прокладки, заключающуюся в нарушении процесса сгорания, зачастую можно установить по ее внешнему виду. В таких случаях она прогорает между цилиндрами. Кроме того, зачастую появляется эрозия на поверхности головки блока. Высокую температуру в камере сгорания можно также определить и по измененному цвету материала прокладки.
Чтобы устранить причины, наносящие вред прокладке головки блока цилиндров двигателя, необходимо выполнить ряд действий.
- Во-первых, устанавливаем правильный угол опережения зажигания.
- Во-вторых, ставим для данного двигателя требуемые свечи.
- В-третьих, заливаем бензин с соответствующим октановым числом в бак.
Но не всегда эти действия оказываются достаточными.
Если у прокладки уже есть механические проблемы, она имеет дефекты, то в таком случае ставить ее смысла нет, и она все равно даст течь. Также не стоит использовать старую прокладку.
Перед тем, как произвести замену прокладки, необходимо обязательно проверить плоскости головки и блока на деформацию. Если все-таки плоскость деформирована, то ее необходимо обработать. Плоскость можно выровнять несколькими способами: фрезеровкой, шлифовкой или притиркой на плите с абразивной пастой. Выбирайте тот вариант, который обеспечит оптимальную шероховатость, а это уже зависит от материалов деталей.