Все автомобили, в которых двигатель охлаждается с помощью жидкости, имеют в системе охлаждения маленький прибор, который называется термостат. Он располагается между радиатором и двигателем. В чем заключается назначение термостата системы охлаждения, принцип его работы, устройство, причины возникновения неисправностей, рассказывается в данной публикации.
Большинство автомобилей имеют диаметр термостата — 5 см. Назначение термостата заключается в том, чтобы, пока двигатель не разогрелся, не пустить охлаждающую жидкость в радиатор.
Работает он таким образом.
Когда двигатель еще не разогрелся, охлаждающая жидкость через него не проходит. А когда двигатель достигнет необходимой температуры 95 градусов, тогда открывается термостат. Благодаря термостату, двигатель разогревается быстрее, таким образом, термостат уменьшает вредные выхлопы и износ двигателя.
Можно даже провести эксперимент с термостатом.
Покажите работу термостата детям, им будет очень интересно. В кастрюлю с водой положите термостат, и поставьте ее на газовую, или электрическую плиту. При приближении в температуре кипения воды, в термостате откроется клапан примерно на 2 см. Естественно, что экспериментировать лучше с новым термостатом - не со своей машины.
Термостат делается из латуни и меди. Сейчас мы рассмотрим принцип его работы и устройство.
В маленьком цилиндре, находящемся на стороне, повернутой к двигателю, помещен шарик из искусственного воска, который при температуре 82 градусов по Цельсию начинает плавиться. Воск используют потому, что он имеет свойство значительно расширяться, поскольку, под действием тепла он переходит из твердого, в жидкое состояние. Штырь втиснут в цилиндр с воском, и соединяется с клапаном. При плавлении воска, он сильно расширяется, и начинает выдавливать штырь из цилиндра, а штырь, в свою очередь, открывает клапан. А при открытом клапане термостата, охлаждающая жидкость начинает проходить через радиатор. Когда двигатель прекращает работу, он остывает, и воск в термостате из жидкого состояния переходит в твердое состояние.
Как мы можем убедиться, термостат маленькая, но, чрезвычайно, важная деталь. Ведь, если термостат плохо работает, или, вообще, вышел из строя, желательно остановиться у обочины дороги. А все потому, что неработающий термостат не пропускает охлаждающую жидкость, и двигатель начинает перегреваться.
Термостат системы охлаждения может сломаться по многим причинам, но, как правило, он перестает работать из-за коррозии. Когда клапан постоянно открыт, то охлаждающая жидкость все время будет проходить через радиатор, и двигателю будет необходимо намного больше времени, для того чтобы достичь нужной температуры. А если клапан термостата все время закрыт, то двигатель очень быстро перегреется. Таким образом, мы видим, что на автомобиле нельзя двигаться, пока не замените термостат. Впрочем, термостат деталь недорогая. Рекомендуется его заменять новым, каждые два года.
Как определить, рабочий термостат или нет? Нужно просто разогреть двигатель так, чтобы указатель температуры не доходил до красной линии. Потом, нужно выключив двигатель, открыть капот и найти верхний и нижний шланги радиатора. Это такие черные резиновые шланги, диаметром приблизительно 5 см, с металлическими хомутами на концах. Верхний шланг прикреплен на верху радиатора, а нижний - внизу.
Осторожно дотроньтесь до шлангов, так как, они могут быть горячими. Если, согласно датчику температуры, двигатель уже нагрелся, но при этом один шланг горячий, а другой холодный, то, очевидно, термостат вышел из строя. В этом случае клапан закрыт, и охлаждающая жидкость не может пройти через радиатор. Термостат надо сразу же заменить.
Наши "народные умельцы" нашли еще один способ, как проверить термостат системы охлаждения. Просто нужно положить термостат в кастрюлю с кипящей (температура около 100 градусов) водой. Потом визуально смотрим, если клапан термостата открылся, то он рабочий. Если нет – то он, соответственно, нерабочий, и его нужно заменить. Прежде, чем менять термостат, надо узнать температуру открывания его клапана. У разных термостатов она может быть различной, и меняться в весьма широком диапазоне. Как вы понимаете, не следует устанавливать термостат с высокой температурой открывания клапана, потому что двигатель, в этом случае, будет перегреваться.