Ответ на вопрос: как правильно эксплуатировать коробку автомат очень важный, так как много проблем преждевременного выхода ее из строя связаны именно с небрежным обращением. Процесс износа коробки передач зависит от ряда факторов: рельеф местности, манера езды, тип дорог и уровня жидкости ATF.
К фатальным неисправностям приводят такие недуги как недостаток жидкости в трансмиссии или же наоборот ее переизбыток. В результате чего жидкость попадает под низким давлением, чем вызываются сбои в работе механизмов, которые приводят к голоданию масла. К чему очень чувствительны игольчатые подшипники на редукторе. В итоге происходит сильный износ и перегрев. В таких случаях первыми сгорают фрикционные диски. Они не пристают плотно друг к другу, из-за чего падает давление масла в системе и авто начинает пробуксовывать. Если жидкости наоборот много, она вспенивается и начинает вытекать из-под сальников и сапунов.
В некоторых АКП установлен щуп для проверки уровня жидкости в системе (ATF), его, как и масляный щуп, надо регулярно проверять.
При нормальной работе машины, уровень трансмиссионной жидкости редко падает ниже установленной нормы. Одной из самых распространенных причин, является выброс «паров» через клапан системы вентиляции АКП при ее перегреве, так зачастую происходит в случаях спортивной езды. Поэтому коробки передач, которые рассчитаны на заведомо большие нагрузки, оборудуются мощными масляными радиаторами.
Ресурс работы обычных АКПП довольно большой, однако при поломке надо готовить не маленькую сумму. Жидкость зачастую вытекает через состарившиеся прокладки, масляные магистрали, сальники и т.д. Для того чтобы этого не случилось надо периодически проверять (заменять или доливать) трансмиссионную жидкость. Также надо следить за степенью износа фильтров и прокладок. Проводить компьютерную диагностику.
Куда девается ATF?
Для старых конструкций, с самыми простыми АКПП в которых еще нет управления электроникой все неисправности бывают из-за поломок вакуумного корректора который управляет агрегатом. В корректоре, самым слабым звеном является мембрана, которая регулирует степень разряжения в коллекторе впуска двигателя. Вакуумный процессор с ним разделен патрубком. В случаях, когда рвется мембрана, жидкость из коробки переключения передач вытекает на впускной коллектор и сгорает вместе с бензином. В таких случаях из выхлопной трубы вылетает дым с характерным сизым оттенком. Чтобы такого не происходило надо иногда проверять патрубок, открутив его и проверив, нет ли жидкости, если внутри все сухо значит - проблем нет.
Когда в автоматической коробке передач есть масляный радиатор, который встроен в радиатор системы охлаждения, возникают такие проблемы как: если нарушается герметичность радиатора, то жидкость AFT под большим давлением попадает прямо в радиатор «на воде». В случаях, когда двигатель находится в нерабочем состоянии, происходит обратная ситуация – в трансмиссионную жидкость начинает проникать антифриз. Понять возникновения такой проблемы не сложно, нужно только посмотреть, нет ли масляной пленки на поверхности антифриза или нормального ли он цвета.
В той ситуации, когда не будет вовремя обнаружено появления антифриза в трансмиссионной жидкости – это может привести к выходу из строя деталей гидромеханической трансмиссии. Если вы заметили данную проблему на ранней стадии, то можно спасти АКП заменой масляного фильтра, масла и промывкой маслопроводов.
Как сконструирована АКПП?
Классическая автоматическая коробка переключения передач состоит из системы управления, гидротрансформатора и планетарных редукторов и присущими им исполнительными механизмами. Гидротрансформатор состоит из коленчатого вала двигателя, который жестко связан с насосным колесом, турбинного колеса, которое связано с планетарным редуктором и распложенным между ними реактором. Когда двигатель работает, он отбрасывает трансмиссионную жидкость ATF на лопасти турбинного колеса, которое в свою очередь передает крутящий момент на вал коробки передач. А реактор увеличивает крутящий момент посредством замедления потоков жидкости. Когда достигается определенное количество оборотов, гидротрансформатор перестает увеличивать крутящий момент и превращается в гидромуфту. В это же время включает блокирующий механизм, и редуктор начинает работать с двигателем напрямую.
Диагностика.
Для начала надо уделить внимание работе автоматической коробки передач при движении. У автомата есть несколько симптомов при неполадках:
- Переключение жестокое и сопровождается рывками и ударами. В таких случаях зачастую виновата система управления АКПП. Могут включаться две передачи сразу.
- Передачи переключаются с легкой пробуксовкой. Обороты двигателя при этом резко повышаются, а по прошествии некоторого времени также резко падают. Скорее всего, у вас подгорели фрикционы. Это довольно серьезная неисправность. Металлическая стружка и частицы фрикционов могут «угробить» масляный насос или забить масляный фильтр.
- Не получается включить четвертую или третью передачи. В таких случаях на панели обычно мигает лампочка OD или загорается индикатор Check Engine. Причины этому могут быть совершенно разные, начиная от плохого контакта проводов, вплоть до выхода из строя всей коробки.
- Работа механизма сопровождается не характерным шумом. Грохот, удары и гул, все это может свидетельствовать об износе узлов АКПП.
- Если в вашей АКПП есть масляный щуп, то неполадки можно диагностировать по цвету масла. Если цвет очень темный и пахнет паленым, это значит что вы часто используете машину в гоночном режиме.
Так как правильная эксплуатация коробки автомат приводит к увеличению времени ее работы, не стоит пренебрегать всеми вышеизложенными правилами. Чем лучше вы будете следить за своей машиной, прислушиваться к посторонним шумам, тем больше сможете ездить без поломок.