То, что парктроники сейчас являются незаменимой вещью для любого автомобиля, становится все более очевидным. Без них практически не обойтись. Места на парковках забиты, припарковаться не так-то просто. Поэтому спрос на парктроники в наше время постоянно увеличивается. В этой статье пойдет речь не просто о том, как правильно установить парктроники, а о том, как установить их с наибольшей эффективностью и с небольшими «секретами».
Все работы по установке датчиков парктроника мы вели на автомобиле Mitsubishi Pajero Pinin. Так как это внедорожник, то порядок установки датчиков будет более сложным из-за присутствия запасного колеса сзади автомобиля. Зачастую из-за запаски возникает много проблем, но их всегда можно решить, стоит только захотеть.
Парктроники бывают разных видов, и для начала необходимо определиться – какие же выбрать? Для внедорожника выбранного нами типа лучше всего подойдут датчики с системой обучения. Такие же парктроники специалисты советуют выбирать для автомобилей с прицепами. В обоих случаях образуется помеха сзади – запасное колесо или прицеп, а обучаемые парктроники можно запрограммировать так, чтобы они не считали это помехой. В данной ситуации паркторинки, не имеющие системы обучения, будут постоянно предупреждать Вас о том, что сзади существует препятствие для парковки.
Наиболее оптимальный вариант в нашей ситуации – это парковочный радар СПАРК-4F. Это устройство конструировалось у нас, в России, но при его сборке использовались зарубежные детали. Представляет эти парктроники отечественная фирма «Ритм-Авто», имеющая довольно серьезный ассортимент подобных устройств. Инженеры фирмы позаботились о том, чтобы каждый мог найти среди этого ассортимента радар для своего автомобиля. Каждое устройство имеет несколько различных вариантов, отличающихся мониторами. На некоторых устройствах присутствует сразу два монитора, которые интегрируют в зеркала в салоне. Еще один плюс радаров «СПАРК» - возможность отсоединить каждый датчик, не трогая всю систему в целом. Для этого у датчиков имеются соответствующие разъемы.
Датчики системы «СПАРК» выпускаются в четырех вариантах. Отличаются они не только внешне (выпускаются они в 15 цветовых вариантах), но и зоной, которую способны охватить.
Для пользователя парктроников также важно, как будет отображаться информация на мониторе. Здесь у «СПАРКА» также несколько вариантов. Читается все либо прямо, либо вверх ногами, либо в зеркальном отражении. Таким образом, появляется вариант установить монитор в потолок, чтобы прочитывать информацию во внутрисалонном зеркале. Чтобы радары работали эффективно на автомобиле с прицепом, то в их память записываются данные о расстоянии от бампера до конца прицепа. У системы «СПАРК» много функций, поэтому необходимо тщательно настроить и «обучить» ее.
Итак, что необходимо иметь под рукой, чтобы приступить к установке датчиков парктроников? Это непосредственно сама система, фреза, которая чаще всего также входит в комплект, дрель (гайковерт), строительная рулетка, скотч малярный, карандаш, набор отверток и ключи, с помощью которых будет сниматься обивка салона.
Порядок установки датчиков парктроника следующий. Для начала, как уже говорилось выше, нужно «обучить» систему. Вам нужно будет собрать данные о том, что находится под бампером машины. Всю необходимую информацию можно отыскать в интернете, где есть большое количество сайтов на эту тему. Однако, в том случае, если нужных данных в интернете вы не нашли, то придется залезть под автомобиль, чтобы самому досконально изучить его устройство. Так как мы имеем дело с внедорожником, то сделать это будет совсем не сложно. В некоторых случаях, возможно, бампер придется снять.
Не забудьте о том, что автомобиль необходимо определенным образом подготовить к установке датчиков парктроников. В первую очередь это мойка и сушка автомобиля. Лучше заниматься установкой радаров на ровной поверхности, так вы сможете наиболее точно настроить датчики.
Припаркуйте автомобиль в выбранном месте и снимите минусовой зажим с аккумулятора. Теперь можно начать работы по разборке салона. Чтобы вам было легче потом его собрать, складывайте все крепежные элементы в определенной системе. Это поможет вам не запутаться.
Очень важно заранее выбрать место под монитор. Здесь есть несколько вариантов. Классических два – либо над задним стеклом автомобиля, либо на приборной панели. В первом случае, вариант удобен для езды задом, так как удобно читать информацию сзади. Во втором случае удобнее будет наблюдать за происходящим в зеркала заднего вида, имея все данные перед собой. Здесь каждый выбирает сам. Главное, чтобы во время парковки вам было удобно считывать с монитора информацию. Вам, конечно, не нужно будет безотрывно смотреть на дисплей, так как будет работать предупреждающий сигнал.
Очень важно продумать, где можно подключить датчики к проводке автомобиля, а также те места, из которых будут проводиться датчики в салон и багажное отделение. Основной блок всей системы также нужно разместить с умом.
Выбрав все места и продумав схему, можно приступать к разметке и высверливать дырочки под датчики. Сзади автомобиль должен быть идеально сухим. Весь задний бампер необходимо обклеить скотчем. Выбирать места прикрепления датчиков нужно тщательно, так как от этого зависит работа всей системы в целом. Очень многое при выборе будет зависеть от того, каков бампер и каковы сами датчики. С высотой установки датчиков все довольно просто – главное, следовать инструкции, прилагающейся к системе, в ней этот момент описан. То же касается и расположения в длину. Если взять расстояние в процентном соотношении, то обычно получается такая схема – 30, 40, 30. Важно поставить датчик в горизонтальном положении, чтобы обеспечить ему хороший «обзор». Отклонения кверху или книзу вызовут сбои в работе системы и неверные данные. Так как бамперы автомобилей часто бывают выпуклой формы, то это сделать довольно сложно. Хорошо, если в установочный комплект входят специальные кольца, позволяющие регулировать наклоны датчиков.
Делать разметку нужно очень внимательно, так как это основа дальнейшей установки. В качестве основных точек, от которых вы будете отмерять расстояние, лучше выбрать места в концах бампера над колесными арками. Однако, отмерять расстояние также можно от любой симметричной части бампера, если таковые имеются.
Когда будет готова разметка, можно приступать к сверлению отверстий. Маленький секрет – чтобы фреза при работе не отклонялась, нужно сперва в намеченных местах сделать дырочки шилом. Из готового отверстия в накладках нужно удалить несколько сантиметров адсорбера, чтобы датчик правильно встал на место.
Итак, отверстия готовы, и можно приступать непосредственно к прикреплению датчиков и выполнению проводки. В готовое отверстие протягиваем провод и вытаскиваем внутрь салона. Когда протянуты все провода, лучше заплести их в косу либо перетянуть. Очень хорошо для этого подходит защитная гофра. На тот случай, если вам когда-либо придется заменить сломанный датчик, сделайте петлю. Это позволит быстро провести работу по замене.
После того, как все датчики встанут на свое место, и будет сделана проводка, можно подключать систему. Сначала можно включить устройство, не выдирая провода, на тот случай, если придется что-то скорректировать. Провода можно убирать только полностью протестировав систему и зная, что она работает правильно. Проведите изоляцию проводов и доработайте проводку полностью. После этого прикрепите на место основной блок и монитор.
Большинство систем парктроников имеют достаточно типичные схемы подключения. Однако, наша система требует дополнительных настроек. Здесь обязательно нужно настроить функцию подключения к цепям поворотников. В системе также используются диодные элементы.
Теперь нужно собрать салон и вновь протестировать работу системы. Для этого Вам нужно несколько раз попробовать припарковаться, чтобы выяснить, где «пробелы» в системе. Некоторые препятствия радар, возможно, не будет улавливать.
Теперь расскажем о тестировании парковочной системы «СПАРК – 4F». У этой системы очень много возможностей и огромный функционал. Ранее подобные системы можно было приобрести только импортного производства, и за довольно большие деньги (стоило удовольствие около 400 у.е.). «СПАРК» стал первым отечественным устройством с такими широкими возможностями. Да и преимущество в цене очевидно – всего 2, 5 тысячи рублей.
«СПАРК» сложен тем, что перед началом работы его нужно «обучить», то есть, запрограммировать должным образом. В противном случае сигналы датчиков могут быть обманчивыми, то есть, они ложно срабатывают от поверхности.
Как правильно настроить и обучить «СПАРК»? Опять же, прежде, чем приступать к настройке, нужно припарковать автомобиль на как можно более ровной поверхности. У вас сзади должно быть свободное пространство – около трех метров. Теперь выбираем в системе обучающий режим. Далее необходимо следовать инструкции, так как настройка – дело непростое и кропотливое. В общем, над ней придется попотеть. Инструкция по порядку установки датчиков парктроника тоже написана непросто, приходится многое перечитывать по нескольку раз.
В режиме обучения устройство считывает сигналы, поступающие с датчиков, и запоминает их. Полученные данные в дальнейшем будут приниматься как ровная поверхность.
В принципе, проведение обучения системы должно исключить срабатывание ложных сигналов. Однако, здесь все зависит от того покрытия, на котором настраивалась система. Если она запомнила сигналы на ровном асфальте, не думайте, что она поведет себя также и с гравием. На другом покрытии система может вести себя по-другому и давать ложные сигналы. Чтобы этого не случилось, лучше провести обучение на различных поверхностях. Всего у вас есть 10 вариантов, которые она может запомнить.
Хотя, практика показывает, чтоб вполне достаточно провести настройку четыре раза. В среднем, это оптимальное количество для того, чтобы система не давала сбои.
В системе «СПАРК», как уже говорилось, имеется большое количество разнообразных функций. Если нажать на педаль тормоза, то включается система контроля заднего пространства. Это очень хорошо во время пробки. Система определит, можно ли вам немного сдать назад.
Есть в системе функция под название «Гараж». Она подразумевает выключение датчиков сбоку и работу только датчиков в центре. Это позволяет избежать ненужных отблесков от стен, чтобы не сбивать датчики.
Система «СПАРК» также способна сама проводить свою диагностику. Происходит это всякий раз, когда вы переключаетесь на заднюю передачу. При этом, проводится проверка всех датчиков. Если какой-то из них сбоит, то он будет выключен, но система при этом продолжит работать. Если вышедший из строя датчик заменить на новый или починить, то при следующей самодиагностике система снова его подключит.
В целом, работа системы не вызывает нареканий. «СПАРК» можно смело устанавливать на свой автомобиль.