Дисковые тормоза у большинства современных машин стоят на передних колёсах, а у некоторых моделей - на всех четырёх. Дисковый тормоз является фрагментом тормозной системы, и предназначен для остановки автомобиля. Чаще всего, встречается в конструкции однопоршневой тип — плавающий суппорт. В этой статье рассказывается как устроена тормозная система с дисковыми тормозами, особенности и принцип работы.
Дисковый тормоз устроен следующим образом:
- Суппорт с поршнем
- Тормозные колодки
- Прикрепляющийся к ступице, ротор
По внешнему устройству тормозная система с дисковыми тормозами слегка напоминает тормоз велосипеда, у которого суппорт прижимает тормозные колодки к колесу. В данной конструкции колодки сжимают ротор, а не само колесо, и, в отличие от велосипедного тормоза, оказывают гидравлическое воздействие, а не через кабель. Диск замедляет ход оттого, что происходит трение диска и колодок.
При движении машины образуется определённый объём кинетической энергии, и, чтобы остановить автомобиль, тормоза должны её погасить. Каким образом это происходит? При остановке автомобиля каждый раз тормоза преобразовывают энергию в тепло, получаемое в результате трения дисков и колодок. Они ощутимо нагреваются, поэтому в большинстве случаев для дисков конструктивно делают вентиляцию. Между двух сторон диска находятся лопасти, которые сквозь диск прогоняют воздух, тем самым обеспечивая нужное охлаждение.
Саморегулирующиеся тормоза
Саморегулирующимся и самоцентрирующимся является дисковый тормоз, оснащённый плавающей скобой. Суппорт в такой конструкции может из стороны в сторону скользить, двигаясь подобным образом к центру, всегда, когда тормоз начинает работать. Там отсутствует какая-либо пружина, отталкивающая колодки от диска, происходит постоянное соприкосновение колодок с ротором. Но любое колебание, вибрация в роторе может на некоторое расстояние отодвинуть колодки от ротора при наличии резинового уплотнения поршня.
Это является важной деталью, так как по диаметру поршни, находящиеся в тормозах, больше, чем поршни в главном цилиндре. Для выпрыскивания достаточного количества жидкости в тормозной цилиндр, чтобы колодки пришли в движение, пришлось бы нажимать на тормоза несколько раз в случае конструкции, когда тормозные поршни уходили бы в цилиндры.
В прежних конструкциях использовались двух- и четырёх - поршневые суппорты. На каждой стороне ротора поршни вымещали со своей стороны колодку. Сейчас от такой комплектации отказались, потому что более надёжным, и дешёвым вариантом являются одно-поршневые конструкции.
Ручной тормоз
Если система торможения в машине с дисковыми тормозами на четырёх колёсах отказала полностью, отдельной системой приводится в действие ручной тормоз. В большинстве моделей для приведения в действие ручника, применяется специальный кабель (трос).
Иногда встречаются модели с встроенным в ступицу задних колёс барабанным тормозом. Он используется лишь аварийной тормозной системой, не имеет гидравлики, в действие приводится только кабелем. У других моделей есть рычаг, поворачивающий винт, либо же активизирует кулачок, надавливающий на поршень дискового тормоза.
Сервисное обслуживание тормозов
Чаще всего, используемый тип обслуживания тормозов — замена их колодок. Как правило, на колодках существует металлический фрагмент — индикатор изнашивания.
При стирании фрикционного материала происходит взаимодействие индикатора износа с диском, происходит резкий звук. Это сигналит о том, что колодки пора менять.
Чтобы увидеть, много ли фрикционного материала осталось, надо посмотреть в специальное смотровое отверстие в суппорте.
В некоторых случаях на тормозных поверхностях роторов образуются дефекты, к примеру, различной глубины, если колодка простояла в автомобиле слишком долгий срок.
Роторы также могут подвергнуться деформации, потерять свойство плоскостности. В этих случаях может возникнуть вибрация или дрожание тормозов при остановке. Оба этих дефекта устраняются посредством повторной механической обработки ротора — чистовой обработки. Удаляется нужное количество материала с обеих сторон ротора для восстановления гладкой и плоской поверхности.
Повторную полировку нет необходимости проводить при каждой замене колодок, а лишь в случае повреждения. Важно помнить, что частая полировка роторов уменьшает их срок службы, тормоза каждый раз становятся тоньше. В заводских инструкциях прописаны требования по допустимой минимальной толщине.