После того, как человек первый раз сел за руль автомобиля ему вряд ли захочется пересаживаться снова в метро или маршрутку. В первые дни после покупки возникает состояние эйфории, вы ездите на машине в магазин, до которого идти минут пятнадцать. Что тут говорить, автомобилисты хотят ездить круглый год, а не в сезон хорошей погоды. Но в нашей стране уже осенью возможны заморозки, то есть дороги покрываются тонким слоем льда. Подобный лед очень скользкий, в результате чего повышается шанс попасть в аварию.
Когда на улице заморозки, то машина будет лучше держать дорогу, так как под шинами лед начинает подтаивать. Влага – это то, что провоцирует скольжение. Степень скольжения зависит от вида льда, если лед шершавый – то машина вряд ли будет скользить, а если бугристый и гладкий – то шины будут скользить очень сильно. Так как должен вести себя водитель при гололеде? Если говорить про самих водителей, то они зачастую глупо и в тоже время опасно для себя ошибаются. Говорят, что если у шины крупный рисунок, она держится за лед лучше. На самом деле все наоборот, если шина изрисована мелкими бороздами, она будет лучше держать дорогу. Также отличным вариантом будет купить себе шины радиального типа из эластичной резины. Хотя даже их выбор не обеспечит вам езду на гололеде очень уверенной. Останется пробуксовка при разгоне или юзовом торможении. Глубина, с которой нарисован рисунок на протекторе, ни на что не влияет. В случае блокировки передних колес ваша машина станет неуправляемой.
Интересно то, что самое большое сцепление с дорогой происходит в тот момент, когда машина переходит от качения к скольжению. Асы вождения могут улавливать этот момент и избегать юза. При торможении надо нажимать несколько раз педаль прерывистыми движениями. Этот способ будет куда лучше, чем тупо нажать педаль в пол. При зажатии педали тормоза, передние колеса блокируются, и автомобиль может понести. А если нажимать педаль отрывисто, то колеса начинают немного прокручиваться, чем обеспечивают лучшее сцепление с дорогой.
Хочется отметить то, что при демонстрации использования прерывистого торможения вы, двигаясь следом за автомобилем с инструктором, не заметите разницы, ведь стоп-сигналы не успевают потухать. Педаль нажимается слишком быстро, работая на грани юза, в результате чего колеса полностью не растормаживаются. Этот прием очень эффективный.
В иностранных машинах, которые начали выпускать не так давно, можно увидеть такую электронную систему как АБС, или другими словами антиблокировочную тормозную систему. Система работает следующим образом: когда вы нажимаете педаль тормоза и колеса начинают блокироваться, система АБС в этот момент начинает немного отпускать тормоза, чем разблокирует колеса. Это все помогает лучше контролировать автомобиль и не допускает юза. Но если на колесах вашей машины одеты не сезонные шины то, от системы АБС будет мало толку, так как очень важным фактором является сцепление шины с поверхностью дороги. Многим опытным водителям такая система не нравится и они вовсе ее отключают. Но еще никто не отменял человеческий фактор, на дорогах может случиться всякое. Надо быть во все оружии: поменять шины на зимние и не отключать АБС.
Еще одним эффективным приемом торможения является торможение двигателем при включенной передаче и зажигании. Вначале надо уменьшить подачу топлива в двигатель. После чего надо выжать сцепление и включить самую низкую передачу. В таком случае обороты двигателя будут увеличиваться, но скорость автомобиля при этом снизится. Вдобавок к этому можно включить плавное торможение педалью. Подобное двойное торможение довольно эффективно. Можно также затормаживать колодками, но на полноприводном авто эти способы работают одинаково.
Торможение двигателем очень эффективно, потому что когда колесо заблокировано оно становится неуправляемым. В случае, когда оно катится и проскальзывает, существует хоть какое-то управление.
В случае, когда вы окончательно теряете управление, можно попробовать еще один способ торможения – в снег. Такой способ очень хорош в первой половине зимы, так как снег в это время еще рыхлый и машина ничуть не пострадает. Автомобиль в таком случае остановится быстро, разворачиваясь не поперек, а параллельно дороге. Двигаться по снегу лучше на одной передаче и не останавливаться.
При ровном льде машина довольно неплохо слушается руля. В теплую снежную погоду слегка затруднено управление на заднеприводном авто. Тут могут помочь только низкопрофильные широкие шины. Из повиновения автомобиль может выйти за считанные секунды. Машину неожиданно занесет, даже если вы не поворачивали. Колеса может повести, так как они съезжают со снега, который был напрессован передними шинами. Стоит потренировать уход от подобной ситуации, где сцепка со снегом будет меньше раза в три по сравнению с обычной дорогой. Для тренировок лучше всего выбирать такие площадки, на которых хорошо утоптан снег, а день выдался достаточно морозным. Для успешных тренировок надо сначала наловчиться правильно вести себя на снегу, а затем уже переходить на лед. Тут вы и почувствуете все его коварство. Для тренировок отлично подойдут площадки с промороженным толстым снегом, чтобы на них было место, где разогнаться.
Техник управлений переднеприводным автомобилем в гололед существует достаточно много. Водители зачастую их переоценивают. Пока передние колеса работают тяговыми лошадками, они просто отлично слушаются руля. При прохождении скользкого участка дороги ни в коем случае не нужно сбрасывать газ. Те, кто за рулем переднеприводного автомобиля уже не один год, хорошо знают, что он слушается руля и на льду. Поэтому и не сбрасывают скорость на скользкой дороге. Однако при торможении, переднеприводный автомобиль более коварный, чем его заднеприводный собрат.
Вы познакомились с основными принципами того, как должны вести себя водители при гололеде. Однако чтобы хорошо справляться в экстренной ситуации, нужна практика и еще раз практика.