Для того, чтобы остановить транспортное средство, неважно, будет это велосипед или дрезина, а может быть, суперсовременный болид, необходимо чтобы в определенной точке системы было создано усилие, препятствующее дальнейшему передвижению.
В случае с рельсовым транспортом, это могут быть колодки, опускающиеся на рельс, если же речь идет об автомобилях, то здесь работа ведется с тормозными дисками.
На самом деле существует большое количество способов передать энергию к определенной точке рамы или кузова. Начиная от простейших механических и заканчивая сложными контурами, использующими мощность сжатого воздуха. Однако, все эти варианты, либо не слишком надежны, либо не обладают достаточно гибкостью и эффективностью и поэтому наибольшее распространение получили гидравлические тормоза.
Если вспомнить цитату из школьного учебника по физике, то становится понятным, что жидкость несжимаема, а газ может изменять свой объем в несколько раз. Таким образом, получается, что для передачи усилия оптимальным вариантом является именно жидкостный. Только не совсем ясно, почему необходима специальная тормозная жидкость. Не проще ли залить обычную воду?
На самом деле, основная проблема заключается в температуре кипения. Ведь для разных составов этот показатель изменяется довольно существенно, да и внешние условия определенным образом влияют на рабочий процесс. Если представить себе поэтапно процесс торможения, то после того, как колодки коснулись диска или барабана, энергия движения начинает преобразовываться в тепловую, передаваясь всей конструкции, в том числе, поглощаясь тормозной жидкостью, способной, в свою очередь вскипеть. А во время кипения, становясь паром, она может резко изменить свои свойства, что вполне возможно приведет к катастрофическим последствиям.
Именно поэтому, маркировка и характеристика тормозной жидкости были в свое время приведены к единому стандарту, носящему название учреждения, предложившего такую градацию – Американского департамента транспорта, а сокращенно DOT.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день выпускается несколько типов тормозной жидкости, маркировка и характеристика которой отличаются друг от друга. Это DOT 3, 4, 5, 5.1, 4.1, 4.5 – могут также встречаться буквенные характеристики. Иногда предлагаются составы специальным образом подготовленные к работе в системах с антиблокировочным механизмом. Однако, главное отличие – это состав используемых компонентов, а именно, вещества, определяющего основные свойства тормозной жидкости. Если маркировка тормозной жидкости следующая – 3, 4, 5.1, то, значит, использован полиэтиленгликоль или полиалкиленгликоль. Разница будет в присадках, которые позволяют получать более высокую температуру кипения и низкую вязкость.
А вот характеристика тормозной жидкости DOT 5 несколько иная, чем у предыдущих составов – дело в том, что здесь основной является силиконовая составляющая. И если смешать эти составы, то за очень короткий срок получившая смесь разъедает все уплотнители. Поэтому, решившись заменить имеющуюся жидкость на DOT 5, необходимо сначала тщательно промыть, а затем и высушить всю систему.
Итак, необходимо подвести итоги и определить, как же все-таки различаются маркировки и характеристики тормозной жидкости? В первую очередь есть зависимость от повышения коэффициента – а именно DOT3 кипит гораздо раньше, чем DOT4 и уж тем более, чем составы с более высокими коэффициентами. А значит, по определению такой состав будет более опасным в критических ситуациях, делая тормозную систему непредсказуемо ненадежной. Но для велосипедного транспорта или других, не слишком тяжелых мобильных средств, данный вариант станет незаменимым помощником, так что в продаже встречаются и такие составы.
Далее следует рассмотреть 4 и 5.1 растворы, которые, по сути, являются улучшенными копиями DOT3 – их можно смело использовать друг с другом, заменяя без особых опасений.
Промежуточные решения – 4.5 или 4+ это всего лишь маркетинговые ходы производителей. Не стоит обращать внимание на кричащие надписи, ведь это нестандартное использование присадок. Конечно, вреда при соблюдении технологии от них нет, но и особого эффекта также незаметно.
Отдельно нужно упомянуть о сроках службы. Если для обычной жидкости – это 2-3 года, за которые состав может поглотить 3.5% влаги из окружающего воздуха, становясь минимально эффективным, то силиконовый раствор DOT5 лишен подобного недостатка и служит в течении 10-12 лет, а это очень длинный период. Однако, из-за того, что попадающая влага не смешивается с тормозной жидкостью, может произойти неприятная ситуация, а именно, при слишком низких температурах вода собирается в самых близких к уровню пола точках и замерзает. Естественно, это все негативно отражается на работе системы в целом. Однако, подобные неприятности скорее исключения из общего правила.
Рекомендации по подбору жидкости, в зависимости от маркировки следующие. Конечно, можно использовать дорогие силиконовые составы на велосипедах или скутерах, однако особого эффекта эта замена не дает. То есть, если есть время и деньги – пожалуйста, промывайте систему и наслаждайтесь осознанием собственной эксклюзивности. Главное не забывать о том, чтобы на очередь техобслуживании не добавили состава с другой основой. Иначе, предстоит серьезная чистка системы.
А вот менять жидкость, рекомендованную производителем на состав с меньшим индексом, категорически не рекомендуется. Конечно же, новый состав по своим характеристиками не будет уступать отработанному более высокого класса, однако, в самый неподходящий момент может произойти что-либо трагическое.
Так что основной совет – это использование той жидкости, которая заливается на заводе, либо, в крайнем случае, её качественного аналога.