На современном этапе развития науки, тюнинг двигателей дошел до уровня цифровой электроники. Форсаж электроники мотора начинается с различных гоночных контролеров и заканчивается внедрением чип-элекроники.
Какие приборы контроля работы двигателя существуют, и зачем нужна замена и модернизация электроники, которая контролирует и управляет двигателем? Для повышения мощности двигателя надо всего то, контролировать состав топливной смеси. Для подобной цели устанавливается контролер впрыска топлива, или как его называют в народе «океан» Fuel Controller. Подобные контролеры выпускаются такими фирмами как: Greddy, Apexi, HKS, Jet, Hypertec, Split Second. Удовольствие иметь на своем автомобиле такой контролер обойдется вам от 200 до 1000 долларов.
В зависимости от модели, это устройство частично или полностью вклинивается в работу системы подачи топлива, в некоторых случаях происходит замена блока впрыска. Установленный новый контролер корректирует подачу топливной смеси по различным типам: L, FI, LH-Jetronic и др. В некоторых случаях требуется модернизация всей системы топливоподачи, при этом производится замена форсунок насоса на более функциональные, в таком случае ставят более мощный регулятор давления топлива, на что дополнительно надо будет выложить от 1000 до 2000 долларов. Контролер топлива помогает изменить время впрыска, для того чтобы следить за правильной подачей топливной смеси.
Иногда надо заменить систему зажигания, на более подходящую для тюнингованного двигателя. В таких случаях устанавливают цифровые контроллеры зажигания, обычно их производят фирмы: Crane, Haltech, Electromotive, HKS, MSD, MoTeC, Wolf EMS и др. Ценовой диапазон у них разнится от 200 до 700 долларов. Контроллеры, управляющие зажиганием, позволяют менять длительность искры, опережение зажигания, мощность разряда, в некоторых ситуациях даже число искр для одного зажигания. С установкой контролера у вас будет заменен серийный блок зажигания типа DLI, ESA, EEC, ESC или полностью механических трамблер.
К одной из разновидностей чип-тюнинга можно отнести перепрошивку блоков управления. Штатный ЭБУ (электронный блок управления) заменяют на такой, в котором установлен чип. В нем возможны изменения материнской платы, которые сочетаются с новым программным обеспечением. В некоторых случаях возможно вмешательство в контроллер для дальнейшего перепрограммирования, это зависит от производителя модели. Контроллер, который управляет двигателем, существенно увеличивает его мощность, к примеру, на Nissan 350Z Twin Turbo мощность двигателя увеличилась с 280 до 350 л.с.
Алгоритм, по средствам которого поступают данные, позволяет практически полностью использовать потенциал двигателя. Новая программа ECU (Electronic Control Unit), позволяет обеспечить подачу топлива, оптимальное зажигание и давление воздуха. В систему при этом закладываются новые параметры, которые обеспечивают безотказную работу двигателя пусть и в более жестком режиме. Такой режим обеспечивается с помощью большего давления наддува и высоких оборотов, благодаря этому достигается повышение динамических показателей двигателя. Меняя блок, вы выигрываете время, так как на это уходит около получаса, на установку тюнингового чипа вы потратите пару часов, а для того чтобы перепрограммировать старый нужно порядка несколько дней.
Контроллеры и ЭБУ для гоночных автомобилей.
Самым продвинутым вариантом является установка гоночных «мозгов». Такие системы можно рекомендовать при современном тюнинге мотора «под спорт», или если вы любите настраивать стандартный мотор для достижения им лучших результатов. Подобные гоночные ЭБУ производятся в компаниями Apexi, AEM, Edelbrock, Federal Mogul, Electromotive, Haltech, Link ECU, HKS, MoTeCUnichip, , Skunk2, Wolf EMS... Не дорогие комплексы обойдутся вам примерно 1200 долларов, цены на элитные комплексы могут достигать 20 000$. Дорогие системы зачастую устанавливаются на болиды Формулы 1. После установки гоночных контролеров, мотор будет работать именно так, как вы желаете. Подобные контроллеры устанавливают только лишь в том случае, когда все стандартные возможности серийного ЭБУ уже исчерпаны. Программируемый ЭБУ дает возможность изменять алгоритм работы двигателя прямо на ходу. Можно изменять работу впрыска и зажигания, а также варьировать давление воздуха, фазовращение распределительного вала и дополнительно управлять системой NOS. ЭБУ берут на себя все функции, которые должны осуществлять контроль над двигателем: прогрев мотора, обороты холостого хода, дополнительный топливный насос, включение вентилятора охлаждения и т.д. В общем, гоночные ECU позволяют контролировать все функции и системы работы двигателя. В такую систему входят сам компьютер, различные датчики системы, программное обеспечение и соединительная проводка.
Приборы, контролирующие работу двигателя и его состояния.
Электронный форсаж двигателя не может быть осуществлен без соответствующих приборов и индикаторов, которые будут контролировать состояние двигателя после тюнинга. Нюансов которыми надо управлять огромное количество. Для этого нужны приборы, измеряющие показатели температуры моторного масла, давления топлива, давления в масляной системе, температуры выхлопных газов, давления наддува, измеряющие также вакуум, температуру воздуха на впуске, датчик детонации, прибор контроля системы нитрос, амперметр, вольтметр, индикатор состава смеси и, конечно же, часов.
Владельцы с удовольствием дополняют своего железного коня приборами, которые контролируют малейшие изменение в его работе. Принято контролировать работу мотора, только лишь посредством тахометра. Однако для полного понимания его работы можно установить в приборную панель еще пару датчиков, размером 50 мм.
Подобные приборы дают возможность чувствовать жизнь вашего тюнингованного мотора.