В конце 70-х годов начали производить тормозную систему ABS, с помощью которой повысился уровень безопасности во время экстренных ситуаций, связанных с торможением. Скользкое покрытие или препятствия, внезапно возникшие на пути, приводили при экстренном торможении транспортного средства без ABS к блокированию колес. Вследствие этого, водитель терял управление автомобилем, что могло привести к аварии. Автомобиль, оснащенный ABS, остается управляемым даже при экстренном торможении, потому что система предотвращает блокировку колес. На чем основывается принцип работы abs антиблокировочной системы, рассказывается в этой статье.
Система ABS состоит из:
- блока управления;
- гидравлического блока;
- сенсорных датчиков числа оборотов;
- колесных тормозных механизмов.
Сердцем системы является управляющее устройство, потому что именно в нем и происходит основной принцип работы ABS - приемка сигнала от сенсорных датчиков числа оборотов колес, а также их оценка.
Эта информация необходима, чтобы сложить сведения о скольжении колес при замедлении, торможении или ускорении. Затем эта информация обрабатывается в цифровом регуляторе.
Далее, на основании данной информации, сигнал регулирования поступает на магнитные клапаны гидравлического блока в виде исполнительной команды, которая и выполняет задачи управляющего устройства. Гидравлический блок располагается между тормозными цилиндрами суппортов и главным тормозным цилиндром.
Управляющее устройство управляет магнитными клапанами в трех рабочих положениях:
- в первом рабочем положении тормозной цилиндр суппорта и главный цилиндр связаны друг с другом, то есть впускной клапан открыт, а выпускной клапан закрыт. Давление беспрепятственно может нарастать.
- во втором рабочем положении связь между тормозным цилиндром суппорта и главным цилиндром прерывается. В системе тормозного привода давление остается постоянным, то есть на впускной клапан идет сигнал, и клапан остается закрытым, что предотвращает нарастание давления.
- в третьем рабочем положении в системе тормозного привода давление уменьшается, то есть на выпускной клапан идет сигнал сброса давления, и в этом случае он открывается. Включается обратный насос и давление снижается. Впускной клапан остается закрытым.
Когда срабатывает система ABS, эти рабочие положения меняются от четырех до десяти раз в секунду - зависит это от дорожного покрытия.
Если система ABS неисправна, она сразу же выключается, но тормозная система транспортного средства продолжает эффективно работать, только без помощи системы ABS. О неисправности системы ABS на передней панели сигнализирует аварийная лампочка.
Есть несколько способов найти неисправность, но начнем с самого простого:
- неисправные предохранители - при осмотре убедитесь, что все предохранители, которые связаны с ABS системой, работают исправно, это поможет исключить первый источник неисправности.
- визуальная проверка - включает в себя осмотр разъемов, определение наличия потертостей на проводах, которые, возможно, приведут к короткому замыканию, нет ли загрязнения, или повреждения на сенсорных датчиках числа оборотов, все ли соединения с массой в порядке.
- к сожалению, шины неправильно подобранные по размеру, также могут стать причиной неисправности системы ABS.
- также нужно проверить состояние и наличие люфта, ступичные колесные подшипники.
- нужно проверить на тормозном стенде рабочую тормозную систему, еще обязательна проверка на герметичность.
Также причиной неисправности системы ABS может быть:
- попадание влаги, или другой жидкости внутрь блока,
- эксплуатация ABS в тяжелых экологических и погодных условиях,
- механическое повреждение или замыкание,
- разгерметизация блока, что в дальнейшем ведет к неисправности из-за окисления под воздействием влаги.
Если во время этих процедур неисправность вы не обнаружили, необходимо сделать дальнейшие измерения. Для этого имеются разные возможности, которые зависят от года выпуска транспортного средства, от имеющихся в наличии приборов, которые необходимы для проведения проверки, и от типа автомобиля.
Когда система ABS приспособлена для того, чтобы проводилась диагностика, тогда при помощи специального прибора можно запросить значение величин и параметры, и ознакомиться с информацией из банка неисправностей. Если прибора для диагностики в наличии нет, или ABS система не приспособлена для проведения диагностики, тогда измерения проводятся с помощью тестера или осциллоскопа. Но всегда необходимо перед собой держать схему проверяемой системы.
Как показывает опыт, чаще всего неисправность ABS вызвана неисправностью разъемов, обрывом проводников, а также, когда идет нарушение соединения с массой – эти неисправности определяют при помощи тестера или осциллоскопа.
Прежде, чем приступать к измерениям, необходимо аккумулятор автомобиля полностью зарядить, чтобы вы смогли увидеть возможные падения напряжения на разъемах. Неисправности возникают и тогда, когда выходят из строя сенсорные датчики числа оборотов.
Сенсорные датчики числа оборотов размещены над импульсным ротором, он связан с приводным валом или ступицей. Вокруг полюсного сердечника находится обмотка, связанная с постоянным магнитом, и магнитное поле проникает в индуктор.
Чтобы проверить сенсорный датчик числа оборотов, нужно измерить напряжение в системе и сопротивление. Величина сопротивления должна быть от 800 Ом до 1200 Ом (необходимо брать в руководство паспортные величины). Если сопротивление равно 0 Ом – это говорит о коротком замыкании, а если величина сопротивления бесконечна – об обрыве.
Если датчик неисправен, и его необходимо заменить, главным критерием выбора является качество, потому что от качества зависит исправность тормозной системы ABS и, следовательно, безопасность водителя и пассажиров.
Настоятельно не рекомендуется заниматься ремонтом блоков ABS самому, если вы не имеете соответствующих навыков и оборудования. Обычно результат бывает один - замена блока, а лучше всего при возникновении неисправности в системе ABS, проехать на диагностику, там ваше транспортное средство осмотрит квалифицированный специалист, чтобы выявить, а в дальнейшем и устранить, неисправности.