Все чаще и чаще гидроусилитель руля начали устанавливать на легковые автомобили. Естественно, он облегчает управление машиной, однако что делать, когда он выходит из строя? Это не должно вызывать особого беспокойства. Любую неисправность можно починить, если знать схему гидроусилителя.
Человек всегда хочет, прикладывать минимум усилий и получать максимальную отдачу. Вначале ему стало лень ходить пешком – он изобрел автомобиль. По прошествии некоторого времени «трудолюбивое» человечество заметило, что крутить руль в автомобиле не так легко, тут надо прилагать немалые усилия. Тут же начали появляться мысли, как эту участь облегчить. Одним из первых кто запатентовал гидравлический усилитель рулевого управление - Фрэнсис Дейвис в США в 1925 году. А уже в 1933 General Motors полным ходом начало устанавливать их на свои автомобили, первым из которых был Cadillac V12.
Как можно понять из названия устройства, схема работы гидроусилителя руля основана на принципе гидравлики. Давление в системе, которая заправлена специальной жидкостью, создается при помощи гидравлического насоса, который приводит в действие коленвал двигателя. В конструкции предусмотрен золотниковый клапан. Когда руль поворачивается, он переключает подачу жидкости в правую или левую полость. Этим обеспечивается дополнительный рулевой механизм управления (рейка или редуктор).
Основной задачей является сделать поворот рулевого колеса как можно легче, когда вы маневрируете с малой скоростью. На большой скорости поворот колеса должен стать более жестким, нужно это для большей безопасности управления автомобилем.
У многих авто коэффициент усиления остается одинаковым независимо от скорости его движения. Однако все больше и больше машин, которые поступают сегодня на автомобильные рынки, оснащены системами, у которых переменный коэффициент усиления. В таких системах степень усиления напрямую зависит от скорости движения транспортного средства. Они могут обеспечить быструю и точную реакцию при движении автомобиля на поворотах, и там где требуется усиление, когда авто движется с небольшой скоростью. Использование рейки рулевого механизма является одним из способов достижения такого результата, однако в ней должно быть переменное передаточное отношение зубчатого сцепления. Для достижения этой цели по всей длине рейки изменяется диаметр окружности и шаг делителей зубьев, что касается шестеренки, то шаг ее зубьев остается одинаковым. В случае, когда колеса на машине выставлены для движения вперед, передаточное число равно единице, усиление при этом отсутствует. Однако по мере того, как колесо приближается к своим крайним положениям, возрастает усиление и передаточное число - все то, что необходимо для поворачивания колес.
Гидроусилитель руля, который управляется электронным механизмом, в последнее время перестал быть чем-то необычным. Подобные системы в автомобиле берут нужную информацию со спидометра. Степень их работы теперь определяется не только количеством оборотов двигателя, но и скоростью транспортного средства. Процессор, который установлен в автомобиле, анализирует данные со всех датчиков, и вычисляет тот коэффициент управления, который необходим для поворота в данной ситуации. Этот коэффициент реализуется при помощи электрогидравлического преобразователя. Идеей разработчиков подобных систем выступило то, что они взяли все лучшее из двух других видов рулевого управления – при движении на высокой скорости действие усилителя должно быть снижено до такой степени, чтобы система работала почти на уровне механического управления, при парковке авто – рулевое управление должно быть наиболее мягким.
Зачастую гидроусилитель с рулевым механизмом обладает высокой надежностью, и не требует к себе большего сервисного внимания. Даже если гидроусилитель откажет, движение на машине можно будет продолжить. Хотя в таком случае для поворота надо будет приложить усилия даже большие, чем в автомобиле, где он вовсе не был установлен.
Причиной того, что гидроусилитель полностью вышел из строя чаще всего является разрыв ремня приводного насоса. Поэтому состояние ремня надо регулярно проверять, на предмет слабой натяжки или износа. Первый признак того, что ремень слабо натянут – появления отдачи на руле (обратный толчок). Более всего это заметно, когда машина только трогается с места и колеса вывернуты до отказа.
Количество жидкости в бачке усилителя надо всегда удерживать на должном уровне. Если надо будет долить жидкость, то использовать ее нужно только той марки, которая указана в руководстве по использованию. Учесть надо еще одно, что гидрожидкость, которую можно использовать для автоматических коробок передач, не всегда можно заливать в гидроусилитель руля. На прилавках магазинов существует множество марок жидкостей. Если вы зальете в систему неподходящую, то не исключен вариант, что в ней испортятся все сальники.
Самой часто встречающейся неисправностью гидроусилителей является течь жидкости. Если у вас будет такой дефект на автомобиле, то вам не удастся пройти ежегодный техосмотр. Лишь у некоторых старых гидросистем допускается небольшое просачивание жидкости через подшипники. Стоит регулярно осматривать узлы системы со всех сторон, чтобы своевременно обнаружить неисправность и устранить ее.
Иногда в схеме работы гидроусилителя руля ломается насос. Для тех кто любит делать все самостоятельно, не принесет больших затрат сил его отремонтировать. Но перед тем как устанавливать насос на автомобиль надо проверить его на стенде. При подозрении изношенности насоса следует обратиться к специалисту, который протестирует насос на наличие неисправностей.
В итоге хочется сказать, что все многочисленные достоинства, которые приносит гидроусилитель руля, во много раз превышает его недостатки, которые создаются различными неисправностями. Как только, после езды на автомобиле с установленным гидроусилителем вы пересядете на старое авто, где усилитель не установлен, вы сразу же почувствуете разницу.