В течение последних лет антиблокировочные системы тормозов в автомобиле получили довольно широкое распространение. Их начали сперва устанавливать на дорогие спортивные автомобили, после на более дешевые, а впоследствии они стали одним из главных составляющих тормозной системы. Их стоимость относительно не велика, однако преимущества от их использования нельзя назвать незначительными.
От чего же появилось такое название «антиблокировочная»?
Когда плавным нажатием на педаль мы замедляем движение машины вплоть до полной ее остановки – это ситуация рядовая. А вот что делать, когда автомобиль надо остановить мгновенно? Резкое нажатие на педаль тормоза, и вот тут возникает большая угроза «юза», другими словами скольжение колес, которые заблокировались по дороге, при этом автомобиль отказывается слушаться руля. В автомобильных школах, инструкторы по вождению учат: на мокрой дороге, эффективнее всего будет гасить скорость машины, резкими толчками, быстро нажимая, а затем, отпуская педаль тормоза, при этом надо ощущать границу скольжения и всеми силами стараться не переходить ее. Вы можете сказать, кто в секунды опасности может вспомнить такие рекомендации? Статистика гласит о том, что десятая часть аварий происходит по причине заблокированных колес, которые не дают управлять автомобилем на мокром асфальте, снегу или льду. Что же делать в данной ситуации? Тут водителя спасает антиблокировочная система тормозов в автомобиле, другими словам перечень устройств которые при торможении, независимо от того, как действует водитель, могут предотвратить блокирование колес. Таким образом, при необходимости, на скользкой поверхности автомобиль c ABS не только не покатится «юзом», но и сохранит необходимое управление (зачастую от этого может зависеть человеческая жизнь), при этом не вылетит с дороги со всеми последствиями, которые могут отсюда вытечь.
Принцип работы антиблокировочной системы тормозов.
Учеными было доказано, что автомобиль будет максимально сцеплен с дорогой (независимо от ее состояния, мокрый или сухой асфальт, укатанный снег или мокрая брусчатка) при достижении 15-35% процентным торможением относительно проскальзывания. Именно такое проскальзывание может быть тем желательным и доступным, которое и обеспечивает идеально настроенная система. Какие это элементы? Для начала надо отметить то, что система ABS работает, при этом создает импульсы давления тормозной жидкости, которые передаются колесам. Те наставления, которые давал инструктор, выполняет за человека исполнительные механизмы и электроника. Все антиблокировочные системы, которые сейчас устанавливаются на автомобили, имеют в себе три главные составляющие: электронный блок обработки данных, датчики, регистрирующие скорость их вращения установленные на колесах и блок модуляторов меняющих цикличное давление в тормозной системе.
Датчики
Можно представить себе, что на ступице колес установлен зубчатый венец. Необходимый нам датчик крепится над торцом венца. Он выглядит как магнитный сердечник расположенный внутри катушки. Когда зубчатый венец вращается, в катушке начинает индексироваться электрический ток, частота этого тока прямо пропорциональна угловой скорости вращения диска. Информация, которая получена подобным образом от датчика, передается по проводу блоку управления.
Электронный блок управления
Информация, которая получена, скажем «с колес», отслеживается блоком управления на предмет их блокировки. Блокировка происходит оттого, что в магистрали происходит переизбыток давления тормозной жидкости, «мозг» при этом дает сигнал системе снизить это давление.
Модуляторы
Именно модуляторы и выполняют эту команду. Они, как правило, содержат два электромагнитных клапана. При избыточном давлении первый открывает путь тормозной жидкости в сосую гидроаккумулятора, второй - перекрывает доступ жидкости в магистраль, которая идет от главного цилиндра к колесу.
Антиблокировочные системы бывают разные.
В самых дорогих а, следовательно, самых эффективных ABS каждое из колес имеет индивидуальное регулировочное давление тормозной жидкости в системе. Понятно, что количество датчиков, которые измеряют угловую скорость, будет равно количеству колес в автомобиле. Те ABS, которые подешевле, обходятся парой таких датчиков один установлен на передние колеса, другой - на задние. Самой распространенной является система, в которой установлены 4 датчика, при двух модуляторах и двух клапанов управления (из расчета одни на ось).
Если вы считаете, что давление тормозной жидкости в системе создается одним только тормозным главным цилиндром, то вы, несомненно, ошибаетесь. Зачастую ему на помощь приходит специально установленный в систему гидронасос. В самых новых ABS при помощи компьютера можно оценить динамику движения автомобиля, угол наклона дорожного полотна, сцепление с поверхностью дороги, влияние включенного круиз-контроля при торможении автомобиля и иные факторы, имея все эту информацию компьютер может определить какое давление должно быть в тормозной системе. Когда оптимальная величина давление будет определена, она обеспечивается стравливанием или подачей тормозной жидкости в гидронасос.
ABS - друг водителя
Теперь перейдем от теории к практике. Почему же сейчас стараются на все выпускаемые автомобили установить антиблокировчную систему? При любых, даже самых экстремальных условиях, когда вы с большой силой будете давить на педаль тормоза, автомобиль не поведет и не развернет. Управляемость машины сохраниться, а значит, вы сможете объехать препятствие, при торможении на повороте – избежать заноса. Работа ABS всегда сопровождается специфическими толчками и звуком «трещетки», который исходит из блока модуляторов. Установка ABS незначительно повышает стоимость автомобиля, не требует от водителя каких-либо особых навыков управления и не усложняет техническое обслуживание. Тенденция того, что подобные системы неуклонно развиваются, может дать основания нам полагать, что вскоре такие системы будут уже неотъемлемой частью любого автомобиля.