Систем управления двигателем и их различных модификаций существует довольно большое количество, и в них не так то просто разобраться даже опытному человеку, не говоря уже про новичка. Начнем наш обзор систем управления двигателем с рассмотрения видов, которые когда-либо устанавливались на автомобили.
Гаммы впрысковых двигателей автомобилей:
- мотор объемом 1,7 литра 16-клапанные ("десятое" семейство машин ВАЗ и "Калина")
- мотор объемом 1,6 литра 16-клапанные (авто ВАЗ "десятого" семейства с передним приводом)
- мотор объемом 1,8 литра 8-клапанные (полноприводные и заднеприводные автомобили ВАЗ)
- мотор объемом 1,5 литра 8-клапанные (автомобили ВАЗ с задним приводом)
- мотор объемом 1,7 литра 8-клапанные (автомобили ВАЗ с передним приводом)
- мотор объемом 1,6 литра 8-клапанные (автомобили ВАЗ с передним приводом)
Разновидности систем впрыска устанавливаемых на автомобили ВАЗ.
Чтобы более легко и доступно понять все разновидности систем управления двигателем ВАЗа, разобьем их на несколько групп по различным критериям:
1. Производитель систем управления двигателем (СУД). Для ВАЗовских автомобилей использовались не только системы управление двигателем компаний General Motors, Bosch, но и СУД отечественных производителей. Если вам понадобится замена какой-либо элемента системы впрыска (проводов, жгутов, датчиков кислорода, ДМРВ). К примеру, производства Bosch на другое производство, то это окажется нереальным, так как детали не заменяют друг друга.
2. Контроллер. На автомобилях ВАЗ может встретить несколько видов контроллеров:
- производство России: Январь-5; производства Bosch M1.5.4; производства Bosch МР7.0; производства России Вист-5;
- производства General Motors ISFI-2S; производства России Январь-4; производства General Motors EFI-4.
Последнюю группу сейчас перестали устанавливаться на автомобили ВАЗ.
Как может показаться на первый взгляд, контроллеров не так то и много. Однако это только на первый взгляд, в действительности все на порядок сложнее. К примеру, контроллер M1.5.4 который предназначен системам без нейтрализатоpa не может быть установлен на системы с нейтрализатором. Считаются такие устройства не взаимозаменяемыми. Все что сказано выше, будет справедливо для контроллеров "Январь" и "Вист". Контроллер МР 7.0, работающий в рамках "Евро-2" вы не сможете установить на машины с "Евро-3". А вот обратное действие, установка контроллера МР 7.0 рамок "Евро-3", на машину, где токсичная норма "Евро-2" вполне возможно, однако надо произвести необходимую прошивку.
3. Тип впрыска. По данному параметру системы впрыска можно разделить на два подвида: система одноточечного (центрального) и многоточечного (распределенного) впрысков топлива. В системе центрального впрыска топливо подается перед дроссельной заслонкой во впускной трубопровод. В системах многоточечного впрыска имеется своя форсунка для каждого цилиндра, топливо в них подает перед впускным клапаном. В системах определенного впрыска выделяют на нефазированные и фазированные системы. В фазированных - топливо впрыскивается поочередно каждой форсункой. В нефазированных топливо может впрыскиваться или несколькими форсунками или всеми сразу.
4. Нормы токсичности. Автомобильный завод ВАЗ продает свою продукцию не только на территории нашей страны, но и за границей. Как нам известно, в Европейских странах сейчас действует нормы токсичности «Евро-4», в отличие от нашей страны, где токсичность все еще контролируется нормами "Евро-3". На заводах автоваза в разные времена выпускались автомобили, которые соответствовали требованиям от «Евро-0» до «Евро-4». Машины, которые соответствуют нормам «Евро-0» не оснащаются нейтрализаторами, системами улавливания паров бензина, датчиками кислорода. Чтобы отличить автомобили с уровнями токсичности «Евро-2» и «Евро-3» надо посмотреть наличие в них датчика неровной дороги, оценить внешний вид адсорбера, а также число датчиков кислорода в системе выпуска двигателя (в «Евро-3» их в два раза больше).
Обзор системы управления двигателем.
Для начала надо рассмотреть систему управления в семействе ВАЗ, выпускаемых в богатой комплектации. Авто при этом соответствует всем нормам токсичности «Евро 3». В состав данных автомобилей входит следующие:
- Датчики температур жидкости охлаждения — преобразуют в электрический сигнал величину температуры охлаждающей жидкости.
- Датчики детонации — преобразуют в электрический сигнал величину механических шумов двигателя
- Датчики фаз — их сигналы информируют контролер о том, что в верхней мертвой точке находится поршень первого цилиндра на такте сжатия топливовоздушной смеси.
- Датчики расположения дроссельной заслонки — преобразуют в электрический сигнал значение угла открытия дроссельной заслонки.
- Датчики положения коленчатого вала — преобразует в электрический сигнал угловое положение коленчатого вала.
- Контроллеры — главные компоненты системы управления двигателем. Оценивают информацию о текущем режиме работы двигателя от датчиков, управляют исполнительными механизмами, выполняют достаточно сложные вычисления.
- Датчики массового расхода воздуха — преобразуют в электрический сигнал значение массы воздуха, который поступает в цилиндры.
- Датчики скорости — преобразует в электрический сигнал значения скорости автомобиля
- Диагностические датчики кислорода — преобразуют в электрический сигнал значения концентрации кислорода после нейтрализатора в газах, которые уже отработаны.
- Управляющие датчики кислорода — преобразуют в электрический сигнал значения концентрации кислорода до нейтрализатора в отработавших газах.
- Датчики неровной дороги — преобразуют в электрический сигнал величину вибрации кузова.
- Модули зажигания — элементы системы зажигания, накапливающие энергию для воспламенения смеси в двигателе и обеспечивающие на электродах свечи зажигания высокое напряжение.
- Регуляторы холостого хода — элементы системы, которая поддерживает холостой ход, они регулируют подачу в двигатель воздуха.
- Диагностические разъемы — элементы для подключения диагностического оборудования в системе бортовой диагностики.
- Регуляторы давления топлива — элементы системы подачи топлива, обеспечивающие в подающей магистрали постоянство давления топлива.
- Диагностические лампы MIL — элементы системы бортовой диагностики, которые информируют о наличии неисправности в СУД водителя.
- Нейтрализаторы — элементы снижения токсичности выхлопных газов в системе впрыска двигателя.
- Топливные фильтры — элементы системы топливоподачи, фильтры тонкой очистки.
- Клапаны продувки адсорбера — элементы системы улавливания паров бензина, управляющие процессом продувки адсорбера.
- Модули бензонасоса — элементы системы топливоподачи, обеспечивающие в топливной магистрали избыточное давление.
- Адсорберы — главные элементы системы улавливания паров бензина
- Форсунки — элементы системы топливоподачи, обеспечивающие дозирование топлива.