» » Вождение автомобиля аварийное торможение

Вождение автомобиля аварийное торможение

Вождение автомобиля аварийное торможениеНа известном постулате основана физика контроля сцепления колес с трассой: «Трение покоя всегда выше, чем трение скольжения». Другими словами - состояние "покоя" в смысле, когда колесо не проскальзывает относительно дороги. В общем случае, если нет "пробуксовки" или "юза" управляемых колёс, то машина ведёт себя адекватно тому, как выставлен руль (пока что речь не идёт об управляемом заносе или управляемом боковом скольжении). В нашей статье «Вождение автомобиля: аварийное торможение» мы расскажем вам о некоторых приемах торможения в экстремальных ситуациях.

Для начала хотелось бы рассмотреть несколько простых примеров данной ситуации. Возьмём заднеприводную автомашину (здесь динамика более проста и наглядна, введу разделения управляемых ведущих задних и передних колёс). Скользкая горизонтальная площадка. ABS не установлена.

Машина движется по прямой, разогнавшись до скорости 70 км/ч. Резкое торможение, а после чего - поворот руля.

В результате: крутили вы или не крутили рулём - машина сохранит прямолинейную траекторию.

Причина: Передние колёса будут блокированы (катится "юзом"), а задние – нормально работать (из-за регулятора давления). Задние колёса "цепляются" за дорогу, а передние - нет. Машина неуправляема, но вращение вокруг вертикальной оси не происходит.

Такая же ситуация, однако, при торможении стояночным тормозом.

Результат: машина делает "циркуль" или "переднюю вертушку", вокруг передних колёс.

Причина в этом случае: передние колёса будут управляться (трение покоя), а задние, в свою очередь - нет ("юз" или трение скольжения).

Машина движется по прямой, разгоравшись до 70 км/ч. Резкое торможение, потом - поворот руля, затем отпускаем тормоз (машина все ещё движется).

Результат: пока педаль тормоза находится в нажатом положении, машина движется по прямой. Если педали тормоза будет отпущена, происходит резкий рывок машины в сторону поворота руля.

Причина: когда вы отпускаете педаль тормоза, передние колёса авто сменили трение скольжения на трение покоя, при этом они "поймали" сцепление с трассой, и машина "среагировала" на вывернутый руль.

Так для чего надо ипользовать торможение двигателем, а чаще всего - это совмещенное торможение тормозом с последовательным переходом на передачу вниз?

Во-первых, иными способами не получится достичь столь малого тормозного пути, подобной эффективности замедления, в случае когда само торможение будет поддерживаться оборотами мотора, не дающего автомобилю сорваться в юз и позволяющего как можно полнее использовать эффект торможения. Попробуйте "осадить" автомобиль на дистанции примерно в 50-70 метров даже на сухом асфальте при скорости 100 км/час до полной его остановки, используя только комбинацию из торможения и включения нижних передач с рабочим тормозом - вы будете приятно удивлены...

Во-вторых. У каждого разные манеры вождения, но, к примеру, прохождение поворотов всегда требует присутствие динамики, запаса тяги, поэтому лучше всего подъезжать к повороту немного быстрее, при этом использовать меньше времени на тормоз и одновременно иметь необходимую передачу. Пусть в школах учат тормозить перед поворотом, включить вместо четвертой передачи вторую и затем повернуть, на самом деле намного лучше производить переключение последовательно, через третью, для повышения средней скорости вашего передвижения.

В-третьих. Навык торможения мотором понизит опасность аквапланирования, не даст вам перегреть тормоза, в некоторой степени позволит не думать о "просушке" колодок.

В-четвертых. В отсутствие такого навыка как «аварийное торможение» в частности торможение двигателем или смешанное торможение нет смысла заводить разговор о специальных приемах торможения. У всех представленных видов торможения подразумевается наличие более низкой, чем, как обычно, передачи, и, не умея правильно тормозить мотором, невозможно научиться другим эффективным способом снижения скорости или остановки.

И последнее. Абсолютно беспочвенными выглядят мысль об износе синхронизаторов, сцепления, коробки переключения передач и т. д

Я не призываю постоянно пользоваться при вождении автомобилем альтернативными способами торможения - можете тормозить, как пожелаете, хоть ногой об асфальт, однако, пожалуйста, не называйте "бесполезными" и "вредными" абсолютно бесспорные приемы управления автомобилем, которые сто раз были поварены и опытом, и жизнью.

При любых обстоятельствах следует учиться распознавать возможность совершения машиной в соседнем ряду неожиданного и резкого маневра в свою сторону по некоторым признакам. Это могут быть разворот головы водителя, немного вывернутые колеса, положение рук на рулевом колесе, характерное высовывание носа автомобиля из ряда, или просто дерганье соседней машины, за рулем которой находится нетерпеливый водитель. В данном случае лучше отдалить дистанцию, дать возможность ему перестроиться и уйти туда, куда ему необходимо, подавив при данном случае так часто возникающее желание закрыть ему возможность перестроиться в другой ряд, так часто возникающее у "наших" водителей.

В конце хотелось сказать еще пару слов. Самое опасное вождение автомобиля, когда при аварии машины ударяются "лоб в лоб", потому как из всех силовых элементов кузова автомобиля лонжероны имеют самую максимально продольную жесткость. На практике значит, что необходимо любым из возможных способов поставить машину так, чтобы удар, возникающий при столкновении, был скользящим, предусмотрев при этом различные изменения траектории после отскока автомобиля и возможность вращения с выездом на встречную полосу, что вообще нельзя допускать.

Ритмический занос на самом деле может позволить понизить скорость перед столкновением, если, к примеру, отказала система тормозов, и помочь вывести машину на боковой удар, однако в реальной жизни это, увы, происходит, зачастую, неосмысленно и непроизвольно, так как контролировать себя и автомобиль в такой ситуации, честно говоря, непросто.

Ритмический занос – это серия разнонаправленных заносов, которые увеличиваются по амплитуде, в результате их совершения машина может (однако это далеко не всегда) понизить скорость (зависит от многих факторов, к примеру, скорость ветра, уклон дороги, и т. д. ). В данном случае более эффективным приемом будет торможение кручением, когда один из импульсов заноса будет переводить занос в критическую фазу, которой достаточно для того, чтобы завернуть машину вокруг оси. Если при этом при вращении ничего не делать, то, как может показать опыт, машина сама останавливается, при этом сделав пару оборотов.

Контр аварийное вождение помогает правильно поступать в ситуациях, граничащих со смертью, поэтому не надо забывать записаться на курсы.

Удачи на дорогах!

15-07-2011, 01:00 | Зинченко Владимир Александрович
 
Ваше Имя*:
Ваш E-Mail:
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Защита от спама: