С тех пор прошло семь десятилетий, и воздушный фильтр в двигателе автомобиля давно уже перестал считаться деталью второстепенной. Сегодня в глазах рябит от обилия систем для очистки воздуха, поступающего в автомобильный двигатель, и технически не безграмотный автовладелец просто теряется под напором рекламы, убеждающей, что только воздушный фильтр фирмы… (нужное подставить) обеспечит его машину … (нужное также подставить).
Но сколько в этом правды? Можно ли, заменив воздушный фильтр, получить прибавку мощности двигателя? Как воздушные фильтры вообще работают? Вопросов много, и на каждый из них владелец автомобиля хотел бы получить четкий, понятный, и, самое главное - правдивый ответ.
Тюнинг ВАЗ двигателя стоит начать с систем впуска и выпуска воздуха – дать мотору «второе дыхание». Значит, для впуска нужны фильтры нулевого сопротивления, и, в идеале, прямоточная система выпуска.
Воздушные фильтры очищают попадающий в двигатель атмосферный воздух. От объема попавшего в мотор воздуха напрямую зависит его мощность, естественно, при условии оптимальной концентрации в нем топливовоздушной смеси. Поэтому то, что замена стандартного воздушного фильтра на более производительный повысит мощность мотора – чистая правда. Конечно, рассчитывать, что, заменив воздушный фильтр ВАЗ на новый, Вы тут же получите прибавку в 100-120 лошадиных сил, как это случилось с нашими танками в годы войны, не стоит. Установка приличного фильтра несколько добавит индукционного шума, но на пяток, а то и десяток дополнительных лошадиных сил - для инжекторных «жигулят» - можно рассчитывать смело. Воздушный фильтр прибавит мотору крутящего момента на средних и низких оборотах, что, в свою очередь, улучшит его разгонную динамику.
Главная задача любого фильтра - поддержание неограниченного по объему потока воздуха. Но воздух проходит через фильтрующие элементы, имеющие значительное сопротивление воздушному потоку – ведь бумажные элементы обычного фильтра достаточно плотны. А потери мощности на фильтре прямо пропорциональны его сопротивлению.
У «нулевиков» фильтрующим материалом служит хлопковая марля, пропускающая вдвое больше, в сравнении с обычными фильтрами, воздуха, без потери качества очистки. Стандартный бумажный фильтр фильтрует поток воздуха только одной поверхностью. «Нулевики», из-за многослойности своей структуры, задерживают куда больше пыли при несравнимо меньшем сопротивлении воздушному потоку.
Хлопковые фильтры со специальной пропиткой работают, в сравнении со штатной воздушной системой, совсем по-другому. Принципы работы воздушных фильтров различны, и первый среди них – «перехват». Частицы пыли в воздухе захватываются волокнами фильтра, в первую очередь за счет специальной пропитки.
Следующий из принципов - «impaction», служит для захвата крупных и тяжелых частиц грязи, благодаря тому, что инерция заставляет их отклоняться от общего потока воздуха. Сам воздух проходит через волокна фильтра, а тяжелые частицы остаются на них.
Самые мелкие пылинки, которые именно благодаря своим размерам двигаются хаотично, а не вместе с основным воздушным потоком, именно из-за беспорядочности своего движения сталкиваются с волокнами фильтра.
Например, воздушный фильтр ВАЗ тюнинг K&N Bolt-on спортивного класса для карбюраторных авто осуществляет максимальный доступ воздуха и сглаживает турбулентность входящего потока воздуха из-за фильтрующего элемента. Он представляет собой одноступенчатый воздушный фильтр сухого типа, оснащенный сменным фильтрующим элементом, с предочистителем.
Этот фильтр позволяет осуществлять сезонную регулировку температуры очищаемого воздуха. Корпус воздушного фильтра устанавливают на фланце карбюратора на четыре шпильки и крепят самоконтрящимися гайками, уплотнив его резиновой прокладкой. Такая же прокладка уплотняет крышку, закрывающую корпус фильтра сверху. Сама крышка закрепляется тремя гайками.
«Сердце» воздушного фильтра - фильтрующий элемент - устанавливается в корпусе и фиксируется крышкой. Он изготавливается из уложенного в металлические перфорированные оболочки особого фильтрующего картона, Фильтр для предварительной очистки воздуха – предочиститель, который повышает пылеемкость фильтра, изготавливается из синтетической ваты и надевается на фильтрующий элемент снаружи.
Наружный воздух в процессе работы двигателя попадает в корпус воздушного фильтра через воздухозаборник холодного воздуха из-под капота. Сначала предочиститель задерживает крупные примеси, а затем бумажный фильтрующий картон захватывает мелкую пыль, и очищенный воздух направляется в карбюратор благодаря разрежению в цилиндрах мотора.
При нормальной эксплуатации фильтрующий элемент рекомендуют менять после пробега примерно в 20 000 километров. Езда по пыльным дорогам сокращает эту цифру вдвое.
Сейчас предлагается, наверное, больше сотни разнообразных видов фильтров для любого транспорта, начиная от взаимозаменяемых с заводскими, и до фильтров с прямой индукцией воздуха - «нулевиков». Выборвоздушного фильтра для тюнинга ВАЗа, как говорится, определяется соответствию наших желаний нашим же возможностям.