Немного истории.
Изобретатель работал на предприятии "NAOtto Cie", которое в 1869 году было преобразовано в "Gasmotorenfabrik Deutz". Сегодня – это известный концерн Deutz AG, обладающий множеством дочерних компаний, выпускающих различные модели двигателей. В 1867 году газовый двигатель был представлен на Парижской выставке, завоевавший золотую медаль. В 1876 году Отто и его единомышленнику Ойген Лангену удалось создать новую конструкцию, четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания, работающего на сжатом газе. В этом же году они дорабатывают свое изобретение до рабочего состояния . Говоря о двигателе внутреннего сгорания на авто или «двигателе Отто», подразумевая прежде всего создание бензинового двигателя, но это не так, ибо двигателю Николауса Отто для обеспечения работы необходим был газ. В наши дни продолжают мучать сомнения о преимуществах работы карбюраторных двигателей, работающих на газе, по сравнению с двигателями, работающих на бензине. Перспективы эти, весьма заманчивы: простое образование смеси с воздухом, несомненная стабильность работы двигателя, появление меньшего количества нагара и их отложений в цилиндровой поршневой группе, наличие бездымного выхлопа, уменьшение износа основных узлов двигателя. Особенно сегодня актуально звучит наличие такого преимущества, как экологическая безопасность, отсутствие характерного бензинового выхлопа. В то время, золотого появления двигателя, необходимо было разрешить проблему бункеровки газом.
Первый экземпляр газогенераторного мотора.
Первый в мире газовый генератор, который мог преобразовывать твердое топливо в горючий газ, был создан в Англии еще в 1839 году. Но изобретателям необходимо было сорок лет различных преобразований, чтобы идея соединения этого генератора с мотором внутреннего сгорания пришла в голову английскому инженеру Э. Доусону. Как правило, войны дают толчок в развитии прогрессивных инженерных идей, что и случилось с газовым генератором. В самом начале Первой мировой войны вернулись к замыслам Э. Доусона, причем, занявшись ею весьма основательно. Реализована эта идея была во Франции. Страна, которая по праву может считаться родиной, где родился на свет первый газогенераторный двигатель внутреннего сгорания на авто. Работал этот двигатель на угле и дровах. Франция подарила миру еще одно название будущему водителю – это шофёр, что в переводе означает истопник, кочегар. Газогенераторный двигатель на грузовые авто конструкции Берше появился во французской армии не только во время войны, но внедрялся в послевоенные трудные годы.
Автомобили с газогенераторными двигателями производились, практически, во всех странах Европы. Консервативная и чопорная Англия, того времени, одна из последних стран, внедривших изобретение своего соотечественника Бишогда, поскольку экономический кризис, он и в Англии кризис. Потому-то желание получить недорогие ресурсосберегающие технологии одержало верх над английским снобизмом.
Страна советов уже в те годы обладала необходимым количеством автомобильного топлива. Тем самым, обеспечивая не только свои потребности разросшегося автопарка, и экспорт сырья за границу. Хотя тогда огромные территории СССР, имеющие важное стратегическое и экономическое значение, вообще не имели железных дорог.
Внедрение, совершенствование и интенсивная эксплуатация автомашин с газогенераторными установками, которое началось с 1923 года и продолжалось, вплоть, до начала пятидесятых годов прошлого века. Разработки по данному аспекту вопросов вели различные организации, начиная с научно-исследовательских институтов союзного администрирования и заканчивая участием ведомственных автопарков.
Надо признать честно, что все новое и неизведанное приживается всегда трудно. Не удалось избежать это участи и газогенераторным автомобилям, ибо вначале они выпускались единичными образцами. В основном, благодаря усилиям, непосредственно, авторов, энтузиастов своего дела: Декаленкова, Мезина, Карпова, Пельцера, Наумова и других инженеров и ученых. Эти опытные образцы принимали участие в различных автопробегах и всевозможных соревнованиях. Первая модель газогенераторного автомобиля, имевшая выпуск в количестве двухсот автомашин, был ЗИС-5 с газогенератором Д8. В последующем шла активная скрытная борьба между известными, в то время, производителями автомобилей, желающих получить преимущество в выпуске подобных авто. В конце концов, 1936 году, одержать победу удалось автомобильному гиганту заводу ЗИС, получившему заказ на производство 900 газогенераторных автомобилей ЗИС-13. В последующие два года автомобили совершенствовались. В 1938 году прошли испытания модели авто: ГАЗ-42 и ЗИС-21, которые и были запущены в серийное производство. Серийные газогенераторные автомашины имели хорошие эксплуатационные свойства.
К сожалению, потребность в таких автомобилях была невелика, поэтому усилия конструкторов никто не стремился объединить. К недостаткам газогенераторных автомашин можно отнести, прежде всего, недостаточность мощности по сравнению с бензиновыми аналогами автомобилей. Отсутствие возможности применения бензина или газа, без предварительного дополнительного оборудования. Наличие эксплуатационных неудобств, в виде постоянного присутствия сажи и грязи.
Итог.
В наше время, когда возможно исчезновение или частичное уменьшение добычи нефти. Задуматься о преимуществах газогенераторных двигателей, и их использования для нужд сельского хозяйства, где не нужны большие скорости. В ближайшее время может стать вполне актуальным и насущным решением проблем, связанных с топливным дефицитом или постоянно растущими ценами на топливо. И это будет вполне разумно, использовать в виде топлива, дерево или органические отходы.