«Человеческий фактор».
И причины почти всех этих смертей и увечий, как правило, до банального просты и называются по-умному «человеческим фактором», а проще – обычной растерянностью в том состоянии непрерывного стресса, каким является для очень многих из сидящих за рулем вождение автомобиля. Причем знающие все ученые как-то подсчитали, что водитель на дороге совершает в среднем одну ошибку каждые три-пять минут. Именно в этой ситуации людям, находящимся за рулем, чаще всего и недостает профессионального мастерства, обычной собранности и психологической готовности принять единственно правильное в какой-либо проблемный момент решение.
Да, случается, что подводит и техника, но уже давно доказано, что ее сбои и отказы составляют хотя и статистически значимую, но все-таки не слишком большую часть случающихся на дорогах происшествий.
Научить водителя, особенно начинающего, находить правильный выход из ситуации угрожающей аварией достаточно непросто. Естественно, старая истина – теоретические знания хороши в теории, но мало помогают в реальной жизни, увы, в наших условиях усугубляется еще и тем, что для большинства выпускников автошкол даже знание теории, похоже, является излишней роскошью. Причина этого проста до неприличия – окончательная победа рыночных отношений на постсоветском пространстве сделало получение прав на управление автомобилем, увы, всего лишь не очень дорогим (в сравнении с ценой самого автомобиля) приобретением. Фраза «где права покупал?» перестала быть обидной «шуткой юмора», став прозой жизни. Всеобщий пофигизм и разгильдяйство, часто демонстративно-наплевательское отношение к соблюдению правил движения (и даже лозунг: «правила придуманы для трусов!»), сделали не только наши дороги, но и тротуары местом, на которое без страха невозможно выйти.
Возникновение опасных ситуаций.
Практика вождения, однако, показывает, что опасные ситуации на дорогах возникают не постоянно и не со всеми участниками движения, а чаще всего – в одних и тех же, до боли стандартных случаях. И, по статистике, самые опасные ситуации, чаще других заканчивающиеся ДТП, связаны с проблемами ограниченной видимости дороги и перемещающегося по ней транспорта.
Причем понятие «ограниченной видимости» – это далеко не всегда непроглядный мрак, метель или пылевая буря. Чаще всего виновник аварии находится у водителя перед глазами. Это – ветровое стекло, очень уж часто потертое-поцарапанное, с трещинами, просто грязное или обмерзшее, мокрое либо «украшенное» наклейками, иконками и тому подобными атрибутами.
Свою лепту в ухудшение обзора вносят и переразмеренное зеркало заднего вида, и висящие на нем игрушки-талисманы, и, (да простят меня фанаты и патриоты!) находящиеся перед глазами у водителя коллекции значков, флаги любимых спортивных клубов и даже российский триколор.
Ведь все эти предметы, с одной стороны, периодически, пусть даже бессознательно, привлекают внимание водителя, а с другой – постоянное ритмичное перемещение перед глазами какого либо предмета способно вводить человека в состояние, близкое к трансу – чем уже много столетий успешно пользуются гипнотизеры. И именно этому эффекту, а вовсе не столь любимым экстрасенсами всех мастей «проклятым местам», мы обязаны большинству «необъяснимых» аварий буквально «на ровном месте».
К сожалению, правила практически не ограничивают подобное украшательство, а его цена чрезвычайно высока. Поэтому водитель, особенно начинающий, должен затвердить, как «Отче наш» – лобовое стекло автомобиля должно быть в хорошем состоянии, идеально чистым и свободным от всяких лишних деталей! Ничего постороннего там быть не должно вообще!!!
Стекла автомобиля.
Все сказанное относится и к заднему стеклу, которое для немалого количества автомобилистов уже давно превратилось в место, закрытое шторками или затемненное, где живут любимые игрушки, головные уборы, огнетушитель, всякая нужная и ненужная мелочевка – список длинный, все зависит от личных предпочтений хозяина и членов его семьи. А ведь нормальный обзор назад на дорогах – в немалой степени гарантия избежать «поцелуя в зад» от незамеченной вовремя догоняющей Вас машины.
И к боковым стеклам любой машины – те же самые требования. Да, тонированные стекла – это круто, но опасность получить боковой удар из-за не обнаруженной машины, появившейся с боковой дороги (а даже самая дорогая тонировка сильно снижает видимость, особенно в темное время суток и в пасмурную погоду) – это не только неприятно, но и больно бьет по карману...
Опасность возникновения ошибок вождения, приводящих к ДТП, сильно возрастает из-за спешки или даже несильного утомления водителя, при склонности отвлекаться от управления автомобилем на разговоры, музыку, яркие объекты и т. д.
Далеко не каждый сидящий за рулем способен потягаться с Цезарем или Наполеоном, которые были в состоянии одинаково хорошо делать сразу несколько важных дел. Для большинства наших современников, сидящих за рулем, подобные переключения внимания, помноженные на широко распространившуюся и активно культивируемую СМИ «клиповость» сознания – неумение быть постоянно сосредоточенным на чем-то одном, привычку постоянно отвлекаться на новые раздражители вносит свою лепту в растущую статистику аварийности. И, к сожалению, на наших дорогах опасные ситуации стали нормальным явлением, и большинство автолюбителей, загоняя своего «железного коня» на стоянку, ежедневно подсчитывают количество неприятностей, которые им удалось предотвратить.
Призывы быть предельно внимательными на дорогах – давно уже звук пустой для тех, кто не слишком ценит чужие, да и свою жизнь. Но хочется верить, что для большинства садящихся за руль фраза «тебя ждут дома» еще имеет и смысл, и значение.