Программа по утилизации подержанных легковых автомобилей по итоговым оценкам стала одним из наиболее успешных проектов по стимуляции отечественной автомобильной промышленности. Запущенная еще в 2009 году в экспериментальном варианте, она вошла в комплекс мер противодействия последствиям мирового финансового кризиса.
Суть программы
Правительство РФ приняло решение поддержать нашего отечественного производителя соответствующим финансированием. Суть программы заключалась в обмене старого автомобиля на сертификат номиналом 50000 рублей для покупки нового авто российского производства. Имелись определенные условия участия в проекте: автомобиль, сдаваемый в утиль, должен быть старше 10-ти лет, находиться в собственности владельца более года, его масса не должна превышать 3,5 тонн и он должен быть полнокомплектным, т.е. не в разобранном состоянии. При соблюдении всех условий, собственнику взамен авто выдавался сертификат, который можно было использовать в качестве оплаты при покупке определенных марок автомашин, собранных на территории РФ, список которых утверждался Правительством РФ.
Автомобильные концерны и их участие в утилизации
Многие российские автомобильные концерны, а по их примеру и автодилеры, создавали собственные региональные программы утилизации, в рамках общефедеральной, тем самым стимулируя рост продаж в условиях финансового кризиса. К примеру, автогигант ГАЗ, благодаря Нижегородской программе утилизации, в 2011 году успешно реализовал около 4000 автомобилей собственного производства. Из местного бюджета выделялись дополнительные средства из расчета 50000 рублей в качестве дополнительной скидки при условии приобретения транспортного средства, произведенного на территории Нижегородской области. Общая скидка при покупке нового авто составляла 100000 рублей. За счет средств областного бюджета также компенсировались обязательные расходы на утилизацию транспортного средства в размере 3000 рублей и его транспортировка в сумме до 5000 рублей. Таким образом, с одной стороны, производитель получал увеличенный спрос на свою продукцию, а с другой, такому покупателю давались привлекательные условия для покупки автомобиля.
Итоги программы
Программа утилизации автомобилей была официально завершена к концу 2011 года. По итогам ее реализации в автопромышленность было влито финансов на сумму около 30 миллиардов рублей, выдано 601 тысяча свидетельств на покупку новых авто и продано 599945 автомобилей, что в целом означает выполнение на 99,9 процента. Безусловно, такой показатель говорит об успешности проведенного проекта, хотя имелись и свои недостатки. Главным минусом считают тот факт, что подавляющее большинство реализованных в рамках программы автомобилей составляли дешевые отечественные марки, качество сборки которых, до сих пор, к сожалению, не выдерживает никакой критики.
А что сегодня?
На сегодняшний день, по заверению и.о. министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, оснований для продления программы не имеется. Автомобильный рынок восстанавливается, идет постепенное увеличение темпов производства, намечен плавный переход от устаревших марок к более современным моделям, поэтому в продолжении программы, носившей антикризисный характер, больше нет необходимости.
Тем не менее, такой колоссальный и позитивный опыт может и не остаться историей. На смену завершенной программе в 2012 году планировалось осуществить новый альтернативный проект, направленный на обновление автопарка грузовых автомобилей, автобусов и сельскохозяйственной техники. Кроме того, виду многочисленных обращений в адрес правительства с просьбой продлить программу утилизации легковых автомобилей, существует возможность ее возобновления.
Правда, по словам директора департамента автомобильной промышленности Алексея Рахманова, не для всех и не везде. В итоге, на сегодняшний день действуют проекты по утилизации грузовиков военного назначения и обновлению сельхоз техники. В целом, в условиях вступления России в ВТО, в 2012 году должна быть запущена комплексная система утилизации старого автотранспорта. В ее основе будет заложен новый утилизационно-экологический сбор, нормативная база для которого уже активно готовится.