Для правильного торможения нужно выполнить два последовательных
этапа:
- переключать скорость с высокой на пониженную;
- тормозить при этом импульсно рабочим тормозом.
Это приводит к полной разгрузке задней оси, а передние
колеса, наоборот, полностью загружаются. По сравнению с иными способами
экстренного торможения такой способ самый действенный. Если бы задние колеса
оставались под нагрузкой, то эффект заноса увеличился бы во много раз. Иногда
специально для этого на передних и задних колесах устанавливают разные
тормозные устройства, на задних - барабанные, а на передних - дисковые.
Специалисты говорят, что комби-торможение - это сумма усилий рабочего тормоза с
двигателем.
Преимущество комби-торможения
При применении комбинированного торможения происходит
блокировка задних колес и происходит занос. Получается, что тормоза
ограничиваются задней осью, поэтому большинство автомобилей снабжаются такими
вариантами и устройствами, которые сводят до минимума блокировку задних колес.
В заднеприводных машинах можно понизить блокировку задних колес с помощью
подачи крутящего момента при торможении. Этот метод еще называют
антиблокировка, т.к. он позволяет избежать резкой блокировки и заноса
при сильном торможении. Всего лишь нужно при торможении плавно
снижать передачи до самой нижней.
В случае с передним приводом комбинированное торможение еще
лучше срабатывает, так как передними колесами можно управлять, да и нагрузка
двигателя дает дополнительное преимущество.
Выполнение маневра торможения
Сложность комбинированного торможения состоит только в том,
что нужно быстро сделать много разнообразных действий. В этом случае работают и
ноги, и руки, причем каждая из них делает различные действия.
Итак, нужно последовательно выполнять ниже перечисленные
пять пунктов:
- поза готовности заключается в приведении рук и ног в правильную позицию. Правая нога должна с газа перенестись на тормоз и стать максимально удобно. Руки занимают в зависимости от привычки позицию на 10-2 часа, или же на 9-3.
- Тормозную педаль следует не просто вжать единожды, а интенсивно прокачивать, постепенно наращивая усилие, пока не произойдет блокировка колес.
- В моменты растормаживания нужно приводить автомобиль в ровное положение при помощи боковых движений руля в противовес уходящей стороне.
- Теперь нужно сделать хитрое, немного не удобное движение - ногу, которая тормозит, следует развернуть и не отпуская тормоза, нажать на педаль газа. Для этого достаточно дотянуться носком, вжимать нужно не резко, а плавно, но довести обороты до предельного вращения перегазовками.
- Отпустить сцепление, а затем в фазе прохождения нейтральной передачи резко включить понижающую передачу. Затем нажать сцепление с пробуксовкой в момент нажатия сцепления.
Такие действия продолжают повторяться, а именно повторяйте
пункты 2, 3 и 4 понижая передачу до второй, а иногда и до первой.
Понижение передач эффективно помогает при импульсном
торможении, таким образом, на ведущих колесах образуется антиблокировочный
эффект. Постоянные перегазовки добавят вам управляемости и устойчивости, а каждый
раз, когда включаете понижение передачи, делайте небольшую задержку перед
включением сцепления.
Дополнительные действия
Некоторые ниже перечисленные действия, дополнительно помогут вам сохранить устойчивость:
- используя многоимпульсное торможение, вы снимите блокировку ведущих колес и сможете правильно использовать тормоза;
- выравнивание рулем — этим методом вы сможете выровнять начинающиеся заносы автомобиля;
- перегазовки выравнивают частоту вращения вала и коробки передач;
- перед включением сцепления делайте небольшие задержки, это предотвратит ударную нагрузку, из-за нее может получиться резкий занос;
- понижение передачи с паузой снизит частоту лишнего вращения.