Сегодняшний биодизель - довольно размытое понятие, сегодня
он производится из множества компонентов, а ранее это было только рапсовое
масло, смешанное с минеральным дизельным топливом. Для этого было выработано
идеальное соотношение, рапсового масла добавлялось 30%, а дизельного топлива
70%. Но в итоге такое топливо со временем начинало расслаиваться и на замену
ему пришли другие способы добычи биодизеля.
Если сравнить качество и энергетическую ценность обычного
дизеля и био, они будут одинаковы - дизельное 118000 БТЕ, а биотопливо 130500
БТЕ (здесь БТЕ — Британская тепловая единица). Однако при таком раскладе
биодизель по многим параметрам лучше обычного дизеля. Во-первых, он намного
чище, его перевозка и хранение проще и безопаснее, на это затрачивается меньше
средств.
Было проведено несколько исследований, в которых тестировались различные дизельные
двигателя и топливо. Так вот, благодаря топливу, в котором было хотя бы 20%
биотоплива, показатель выхлопных газов резко снижался как минимум на 14%. На 7%
понижалось выделение углерода, а также углеводорода на 13% меньше. Благодаря
таким сниженным параметрам, биодизель во всем мире признан эффективным горючим,
соответствующим всем нормам и требованиям по защите окружающей среды. Впрочем,
для многих стран есть свои стандарты и биодизель выпускается с ориентиром на
эти данные. Так, для стран ЕС рекомендованы и используются стандарты топлива
EN14214, DIN 51606 и EN590. Стандарт EN14214 вносит общее определение для всех
марок дизельного топлива, которое используется в Евросоюзе. При этом возможна
5% добавка биотоплива в минеральное дизельное горючее, определенные страны
вводят 5% добавку во все виды дизеля без исключения.
Немцы разрабатывали свой собственный стандарт биодизеля с
расчетом на то, чтобы он подходил для всех известных авто производителей Европы
— это топливо DIN 51606, высокий немецкий стандарт. Большинство производителей
биодизеля стремятся к нему, и даже уже обходят этот стандарт по качеству.
Положительные моменты
- После производства, из качественного биодизеля удаляют сернистые соединения, после чего такое топливо приобретает характеристики смазочного материала. Это очень важно и полезно как для топливной системы, так и для дизеля в целом, благодаря этому жизнь дизельного двигателя значительно продлевается. Очищенный биодизель вместо серных соединений наполняется кислородом. Был зарегистрирован рекорд Гиннеса, немецкий грузовик проходил без ремонта оригинального двигателя около 1.2 млн километров;
- Цетановое число поднимается намного выше, для дизельного топлива оно составляет 42-45, а в случае с метиловым эфиром поднимается до 51;
- Даже побочные продукты становятся при переработке очень полезны. Вырабатываемый глицерин используется в различных областях, переработанный, он запускается в производство моющих средств. Если глицерин запустить в специальную обработку, то он идет в фармакологию. Также он используется в производстве фосфорных удобрений и т.д.;
- Все подвижные, работающие части двигателя получают постоянную эффективную смазку. Благодаря этому топливный насос и запчасти служат дольше на 60%, ремонт двигателя вообще не производится, а это значительная экономия;
- Биодизель очень хорошо горит, его температура воспламенения намного ниже обычного, 150 градусов, в итоге оно сгорает, оставляя меньше вредных веществ. Таким образом, оно чище и безопаснее.
Отрицательные моменты
- Как минус стоит отметить неморозостойкость биодизеля. В странах с суровыми зимами, а таковыми считаются практически все страны ЕС, постоянно возникают проблемы с топливным насосом. Точнее, это касается автомобилей, которые не оснащены подогревом топливной системы начиная от бака, до насоса. Как вариант, можно использовать смесь В20 - 20х80, биодизель и минеральный дизель;
- Ограниченный срок хранения, рекомендуемое время хранения 3-4 месяца;
- Учитывая, что сырье для топлива необходимо выращивать, для переработки нужного количества необходимы довольно большие посевы.
Российский биодизель
На данный момент Россия не имеет единой программы по
обязательному регулированию и использованию биодизеля. Этим занимаются топливные
и нефтеперерабатывающие компании, краевые администрации и т.д. Например,
планируется, а в некоторых местах уже и строятся заводы, по переработке рапса,
в Татарстане, на Алтае, в Волгоградской и Ростовской областях, в Липецкой
области и т.д.
Биодизель был испытан на железнодорожных дизелях, РЖД после
испытаний подтвердила возможность использование такого топлива на своих
составах.