В каком случае нужно делать протяжку ГБЦ
К сведению, так как некоторые автолюбители могут не знать,
на современные модели автомобилей не нужно делать протяжку ГБЦ. Раньше протяжку головки блока нужно было
делать для того, чтобы пройти первый техосмотр. На данный момент условия
изменились, теперь даже на двигателях ВАЗ протяжку делать не надо. Сейчас
протяжку ГБЦ, обычно, делают на старых версиях двигателей производства: ВАЗ,
Москвич, УАЗ и.т.п.
Обычно, причина, которая подталкивает хозяина автомобиля
сделать протяжку ГБЦ, это влажность в местах скрепления блока и головки. Такое
переувлажнение характеризует утечку масла. Так же существуют еще несколько причин, самые стандартные это: коробление
головки блока цилиндра, созданное из-за перегрева двигателя, поломка прокладки
ГБЦ, а так же неправильно затянутые болты.
Множество автомобильных техников советуют с после ремонта
головки блока, по прохождению 1000 километров, делать выравнивание момента
затяжки.
Как делают протяжку болтов ГБЦ
Протяжка начинается с подробного изучения руководства по
ремонту и эксплуатации авто, лучше будет, если это руководство является
оригинальным. В оригинальном руководстве изготовитель информирует обо всем
необходимом при затяжке головки блока цилиндров.
Для затяжки нужно знать:
- схему, алгоритм затяжки болтов;
- необходимый момент силы для затяжения;
- нужно знать какие болты используются во время затяжки.
Болты, которые требуются для затяжки ГБЦ, это отдельная тема
разговора. В современных двигателях для головки блока цилиндров используются
болты, в которых реализованы особые характеристики. Это пружинные болты, они
после первой заводской протяжки уже не требуют протяжки дополнительной. Если делать протяжку ГБЦ на таких болтах,
из-за их эластичности они вытягиваются, а это может привести к тому, что болт
разорвет.
При ремонте ГБЦ необходима установка прокладок,
препятствующих усадке. Такие прокладки избавляют от протяжки болтов ГБЦ.
Если все-таки протяжка болтов ГБЦ очень необходима и нужна
вам, то совершать протяжку нужно с руководством от изготовителя и орудовать
динамометрическим ключом. Никакой самодеятельности и «сделаю на запас»
осуществлять нельзя, все делается точно по инструкции.
Контроль момента затяжки головки блока цилиндра
Для того, чтобы не нервничать и избавить себя от
беспокойств, если вы хотите делать протяжку, есть техника контролирования
момента затяжки болтов. Контроль производится с помощью динамометрического
ключа.
К затягиваемому болту нужно применить момент, который должен
быть равен моменту начала движения болта. Как только вы начали поворачивать
болт, нужно следить за моментом начала движения (или страгивания болта), если
этот момент не увеличивается, то все отлично – болт растягивается. А вот если
момент пошел вверх и растет, то это характеризует то, что предел эластичности
болта не достигнут. В таком случае затяжка производится до её стабилизации.
Контролируя затяжку болтов, следите за двумя особенностями
затяжения. Если к болту применяется момент силы в 20 кГсм, но момент
эластичности (или текучести) болта не появился, это значит, что это болт с
высокой прочностью и его необходимо поменять. Если при контроле момента силы вы
заметили его уменьшение – это означает разрушение болта ГБЦ, что также требует
его смены.
Такие жесткие требования к характеристикам болтов
проявляются из-за их сложного режима работы - они то нагреваются, то
охлаждаются.
Общие правила затяжки ГБЦ
Хоть у двигателей параметры и основные характеристики
различаются, стандартные правила затяжки в основном подходят ко всем типам
моторов. Необходимо применять те параметры, которые указаны в руководстве
изготовителя, такие параметры как схема, момент силы затяжки.
Чтобы сделать затяжку ГБЦ качественно, нужно использовать
только хороший и проверенный динамометрический ключ, обычный гаечный ключ не
подходит. В таком деле как затяжка ГБЦ, понадеявшись на глазомер, и делая работу
"навскидку" можно очень крупно пролететь.
Самое главное требование для совершения затяжки – это
отличное состояние крепящих болтов. Нельзя применять устаревшие, перерезанные
или сбитые болты. Перед затяжкой нужно тщательно проверить резьбу болтов. Если
применять пружинный болт вторично, то нужной силы затяжения не будет, а это
способствует утечке масла через прокладку головки блока цилиндров.
Никогда не делайте дотяжение или подтяжку ГБЦ с применением
болтов TTY типа, такой тип обычно применяется на алюминиевых головках
блока цилиндров. Болты такого типа затягивают не с помощью момента силы, а по
заранее установленному градусу. Информация по затяжке таких болтов указана в
инструкции изготовителя автомобиля.
Необходимо учитывать цифры момента затяжки прокладки и момента затяжки двигателя, не
допуская их сильного расхождения. Такая информация указана в спецификации
прокладки для головки блока, в ней информируется о моменте силы затяжки,
который используется для этого типа прокладки.
Если болт крепления ГБЦ имеет тупиковое отверстие, то при
заливке масла, которое проводится перед затяжением, наливайте аккуратно,
попытайтесь не допустить перелива масла. Так как перелив масла приводит к тому,
что болт не доходит до конца. При сквозном отверстии, которое соединено с
системой охлаждения мотора, перед тем как вкрутить болт, нужно смазать резьбу
пластичным герметиком.
Если вы все-таки решили сделать дотяжение (протяжку) болтов
ГБЦ, то нужно учитывать такие свойства: протяжка производится в двигателе с
чугунной ГБЦ только на горячий двигатель. В двигателе, в котором применяется
алюминиевая головка блока цилиндров, протяжка производится в холодном
состоянии.
Другие подробности и особенности, необходимые для затяжки
болтов ГБЦ, нужно прочитать в определенном руководстве, которое применяется для
конкретной модели авто.