Наличие некоторого расстояния между поршнем
и цилиндром, почему он может измениться
Даже
если транспортное средство правильно эксплуатируется, то со временем происходит естественное сужение
зазора между цилиндром и его поршнем. Это можно объяснить условиями постоянного
использования транспортного средства и высоким режимом температуры деталей.
Еще
одной причиной сокращения расстояния
между цилиндром и поршнем может выступать неверная регулировка всех деталей, которые двигаются, а также
перекос цилиндров или возникающие температурные перегрузки. Всегда следует
помнить о том, что блоки цилиндров большей частью выполнены из алюминиевых по составу материалов, которые
по сравнению с легированным чугуном обладают двойным коэффициентом расширения.
Постепенное
сужение зазора между цилиндром и его поршнем приводит к возникновению полусухого трения, что в свою очередь
вызывает повышение температуры цилиндров и деталей блока. Через некоторое время
смазка вообще прекращает поступать, в результате чего появляются первые задирки
на поршне.
В
большинстве случаев после проведения диагностики блока цилиндра и его состояния
является непосредственный ремонт цилиндров и поршневой группы элементов
двигателя. Составить полное представление о степени деформации гильз, поршней
некоторых других деталей можно только после осуществления разбора головки блока
цилиндров.
Как
только доступ к поршневой группе открыт, можно приступать к оценке деформаций
поршней и цилиндров. Главными приборами,
которые помогут осуществить все необходимые замеры диаметров, являются
микрометр и нутромер. Первый прибор необходим для измерения диаметра поршней, а
второй, который называют индикаторным калибром, служит для измерения
цилиндрового диаметра.
Нормы соответствия цилиндров и поршней
Перед
тем, как приступить к непосредственному ремонту поршневой группы, необходимо
вооружиться некоторыми теоретическими знаниями. В частности, следует знать, что
существует несколько групп диаметров поршней, а также таблицы с номинальными
размерами поршней и цилиндров, т.к. именно эти знания и станут основным
ориентиром в дальнейшей работе.
Поршневой
диаметр классифицируется по наружному диаметру и составляет 5 классов, а именно:
A, B, C, D, E, которые разнятся на 0,01 мм в своем размере, а также категории по
диаметру отверстия под палец поршня, которые идут с шагом в 0,004 мм. Эти данные
всегда должны присутствовать на днище поршня и должны иметь вид цифры и буквы,
это категория отверстия и класс поршня соответственно.
Зазор
между ремонтируемым цилиндром и поршнем должен производиться по специальным
расчетным нормам, которым и должен соответствовать. Для новых деталей зазор,
как правило, лежит в диапазоне 0,05-0,07 мм. Для деталей, которые уже были в
использовании, зазор не должен превышать показателя в 0,15 мм.
Именно
для выяснения этого параметра необходимо осуществить измерение зазора между
цилиндром и его поршнем. Также это необходимо сделать для того, чтобы грамотно
подобрать поршни того же класса, что и цилиндры. В случае, когда зазор
используемого двигателя между цилиндром и поршнем превышает показатель в
0,15 мм, следует осуществить подбор цилиндров к поршням с максимально близким
значением к размеру расчета.
Расточка
цилиндров должна осуществляться предварительно и носить максимально
приближенный характер к ближайшему значению размера ремонта. Также не стоит
забывать о припуске, который составляет примерно 0,03 мм для хонингования
цилиндрической поверхности после процесса расточки. После завершения этого процесса
можно приступать к поиску поршней.
В
процессе хонингования нужно строго выдержать диаметр, т.к. при монтаже поршня
показатель зазора должен соответствовать максимально допустимой норме для новых
деталей в 0,045 мм.
Диаметр
цилиндра измеряется нутромером и в двух перпендикулярных плоскостях. Осуществляя
подбор поршней к цилиндрам, кроме
ремонтного или номинального размера, необходимо учитывать поршневую массу, которая может быть
увеличенной, нормальной или уменьшенной на 5 грамм. К поршням из группы ремонта,
помимо прочего, следует подобрать ремонтные кольца тех же ремонтных размеров.
После
того, как расстояние между цилиндром и его поршнем определено, можно легко
подобрать необходимые размеры, а после осуществления расточки цилиндра, если
это необходимо, установить поршень.