ГЛОНАСС является современным спутниковым комплексом, который относится к категории глобальных систем навигации. С помощью данной системы осуществляется управление транспортными средствами. В настоящее время без ГЛОНАСС невозможно представить работу, как автомобильно-транспортных компаний, так и спецслужб быстрого реагирования. С использованием данного комплекса решаются текущие производственные задачи организаций, которые относятся к указанным выше категориям.
С помощью установки комплекта ГЛОНАСС-оборудования на мобильные объекты (легковые автомобили, грузовые машины и т.д.) можно в постоянном режиме отслеживать их местоположение. Следует отметить, что использование данной спутниковой системы становится причиной существенного снижения транспортных расходов. Данный факт обуславливается, тем, что с помощью комплекса ГЛОНАСС выполняется оптимизация маршрутов передвижения транспортных средств, что и приводит к уменьшению издержек.
Согласно действующему законодательству, ГЛОНАСС-оборудование должно быть установлено на всех автомобильно-транспортных средствах, которые являются частью собственного парка перечисленных ниже организаций, учреждений и служб. Таким образом, спутниковым оборудованием должны быть оснащены транспортные средства:
Принцип работы спутниковой системы ГЛОНАСС
ГЛОНАСС в сущности является специализированным аппаратно-программным комплексом, функционирование которого строится на принципе «сервер-клиент». Работа глобальной навигационной системы, осуществляющей мониторинг, выполняется с использованием передовых интернет-технологий. Часть этого комплекса, которая базируется на земле, в большинстве случае состоит из:
Мобильно-навигационный терминал, размещенный на том или ином объекте, позволяет при помощи персональных датчиков осуществлять в круглосуточном режиме контроль местоположения контролируемого объекта и его основные эксплуатационные характеристики. Все данные о местоположении объекта (навигационные данные) и о технических параметрах объекта (текущие рабочие характеристики), которые собираются в ходе мониторинга объектов, передаются на центральный управляющий сервер. На навигационном сервере осуществляется обработка полученных данных и их сохранение в памяти устройства.
Переносные персональные трекеры, которые еще называют трекфонами, применяются для того, чтобы определить местоположение частого лица. Как правило, персональные трекеры имеют специальную «тревожную» кнопку. Наличие мобильного терминала позволяет абсолютно любому уполномоченному работнику компании осуществлять подключение к центральному управляющему серверу с помощью обычного интернет-браузера. Таким образом, возможность работы со спутниковой системой с помощью web-браузера значительно упрощает процесс взаимодействия с системой.
Функциональные возможности системы ГЛОНАСС
Мобильный или стационарный объект, на котором произведена установка ГЛОНАСС, автоматически попадает в зону действия спутниковой системы. Глобальная навигационная система обладает массой функциональных возможностей, которые можно разделить на несколько групп. В частности, функционал делиться на такие группы, как:
Установка ГЛОНАСС и законодательство
Установка оборудования глобальной навигационной системы на транспортные средства в настоящее время регулируется определенными законодательными актами. К примеру, одним из таких актов является приказ Министра транспорта от 26-го января прошлого 2012 года.
В соответствии с данным законодательным актом с 1-го января текущего года на всем пассажирском транспорте, кроме легкового автомобильного транспорта, в обязательном порядке должны быть установлены бортовые аппаратно-программные средства, с помощью которых возможно определение местоположения конкретного транспортного средства и возможна передача текущей собранной установленным оборудованием информации в органы Ространснадзора.
Данный приказ относится, ко всему прочему, и к специальному грузовому транспорту, которые применяется для осуществления транспортировки опасных грузов. На легковых такси установка оборудования глобальной навигационной системы должна быть в обязательном порядке выполнена к 1-ому января 2014-го года.
Необходимо отметить, что отсутствие на специальных и коммерческих транспортных средствах спутниковой системы навигации карается административными штрафами. Штрафы и их размеры, установленные еще в январе прошлого года, определяются отдельными законодательными документами. Впрочем, на данный момент штрафы еще не введены на законодательном уровне. Согласно открытым источникам информации, штраф за отсутствие ГЛОНАСС будет составлять:
Установка системы ГЛОНАСС на транспортное средство
Монтаж глобальной навигационной системы на то или иной транспортное средство выполняется в том же дилерском центре, в котором было оформлено данное приобретение, профессиональными сотрудниками. Безусловно, выполнение данной работы, требующей определенных знаний и навыков, лучше поручить профессионалам. Стоимость данной услуги не настолько высокая. Оплатить работу способно большинство потребителей.
Впрочем, если автомобилист обладает определенным опытом, знаниями и интересом, то монтаж системы вполне может быть осуществлен самостоятельно. Начальную настройку спутникового навигатора следует выполнить, используя персональный компьютер. Нередко первоначальная настройка требует применения специального кабеля-программатора. По завершении начальной настройки можно приступить к непосредственному монтажу ГЛОНАСС-оборудования на транспортное средство.
Способ крепления терминалов может различаться в зависимости от модели. К примеру, крепление одних моделей осуществляется с использованием специального кронштейна, имеющегося на приборной панели, другие модели терминалов крепятся прямо под лобовым стеклом, третьи модели терминалов могут быть закреплены прямо на панели приборов. Оборудование ГЛОНАСС отличается весьма скромными габаритами, вследствие этого установленные приборы совсем не мешают ни управлению автомобилем, ни обзору сквозь лобовое стекло. Терминалы питаются электроэнергией, вырабатываемой бортовым источником питания. Напряжение должно составлять либо 12 Вольт, либо 24 Вольта.
Установка оборудования навигационной системы на транспорт априори предполагает, что к нему будут подключены все необходимые датчики, которые будут осуществлять контроль текущих рабочих параметров транспортного средства. Если в комплекте выбранного терминала имеется экран монитора, то текущая информация о состоянии автомобиля будет отображаться на нем. Если же дисплея в комплекте нет, то собранная датчиками информация будет просто перенаправляться на сервер диспетчерского центра. Работоспособность навигационной системы проверяется непосредственно с пульта диспетчерского центра с помощью постоянного обрабатывания сигналов, которые поступают с установленного в транспортном средстве терминала.
Перспективы развития навигационной системы ГЛОНАСС
Глобальная навигационная система ГЛОНАСС находится в постоянном развитии. Высококвалифицированные специалисты перманентно работают над совершенствованием данной системы с учетом быстрорастущих требований, которые предъявляются потребителями к эффективности системы навигации и, в частности, к ее точности. Перебирая различные пути решения данной проблемы, специалисты не отвергают и не исключают возможности объединения двух спутниковых радионавигационных систем (ГЛОНАСС и GPS), которые действуют на сегодняшний день. Как бы то ни было, сегодня модернизация глобальной навигационной системы ГЛОНАСС направлена на том, чтобы:
Согласно действующему законодательству, ГЛОНАСС-оборудование должно быть установлено на всех автомобильно-транспортных средствах, которые являются частью собственного парка перечисленных ниже организаций, учреждений и служб. Таким образом, спутниковым оборудованием должны быть оснащены транспортные средства:
- специальных дорожных служб;
- строительных компаний;
- служб спасения;44
- служб ЖКХ;
- служб инкассации;
- служб вывоза мусора и твердых бытовых отходов;
- служб скорой помощи;
- служб такси и маршрутного такси;
- служб, осуществляющих патрулирование трубопроводов, линий электропередачи, удаленных местностей и т.д.;
- служб срочной доставки;
- транспортных компаний, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов.
Принцип работы спутниковой системы ГЛОНАСС
ГЛОНАСС в сущности является специализированным аппаратно-программным комплексом, функционирование которого строится на принципе «сервер-клиент». Работа глобальной навигационной системы, осуществляющей мониторинг, выполняется с использованием передовых интернет-технологий. Часть этого комплекса, которая базируется на земле, в большинстве случае состоит из:
- центрального управляющего сервера (навигационный сервер);
- электронных векторных либо растровых носителей (имеются в виду изображения карт);
- оборудования мобильного оператора связи;
- мобильных навигационных терминалов либо персональных трекеров.
Мобильно-навигационный терминал, размещенный на том или ином объекте, позволяет при помощи персональных датчиков осуществлять в круглосуточном режиме контроль местоположения контролируемого объекта и его основные эксплуатационные характеристики. Все данные о местоположении объекта (навигационные данные) и о технических параметрах объекта (текущие рабочие характеристики), которые собираются в ходе мониторинга объектов, передаются на центральный управляющий сервер. На навигационном сервере осуществляется обработка полученных данных и их сохранение в памяти устройства.
Переносные персональные трекеры, которые еще называют трекфонами, применяются для того, чтобы определить местоположение частого лица. Как правило, персональные трекеры имеют специальную «тревожную» кнопку. Наличие мобильного терминала позволяет абсолютно любому уполномоченному работнику компании осуществлять подключение к центральному управляющему серверу с помощью обычного интернет-браузера. Таким образом, возможность работы со спутниковой системой с помощью web-браузера значительно упрощает процесс взаимодействия с системой.
Функциональные возможности системы ГЛОНАСС
Мобильный или стационарный объект, на котором произведена установка ГЛОНАСС, автоматически попадает в зону действия спутниковой системы. Глобальная навигационная система обладает массой функциональных возможностей, которые можно разделить на несколько групп. В частности, функционал делиться на такие группы, как:
- группа возможностей, связанных с мониторингом транспортных средств и автомобильного транспорта, в частности;
- группа возможностей, связанных с сопряжением устройства с базами данных и информационными модулями, которые не являются частью системы, т.е. являются сторонними;
- группа возможностей, связанных с управлением мобильным и стационарным объектом и с сохранением данных.
- определить местоположение объектов, за которыми осуществляется контроль с использованием глобальной навигационной системы;
- определить техническое состояние объектов с помощью показаний датчиков (в частности, определить состояние зажигания, позиции навесного оборудования, уровень жидкости в имеющихся емкостях, рабочий режим системы сигнализации, температурный режим и в целом, и только отдельных элементов, положение всех дверей и т.д.);
- отследить момент, когда объект пересечет границы того или иного региона, района);
- зафиксировать в памяти терминала всю собранную рабочую информацию (данная опция используется в тех случаях, когда не работают ни резервный, ни основной каналы связи, информация сохраняется в памяти терминала, а затем, когда связь наладится, сохраненные ранее данные передаются на центральный управляющий сервер);
- отображать в графической форме всю собранную информацию – местонахождение объекта на карте и его текущие рабочие параметры;
- передавать сигнал о наличии опасности с помощью имеющейся тревожной кнопки (сигнал моментально передается на пульт службы охраны установки ГЛОНАСС);
- передавать информацию на пульт диспетчера, если сработают контрольные датчики устройства;
- восстановить утерянную связь с установкой ГЛОНАСС, осуществляемую через основную линию, посредством резервного канала;
- следить избирательно за передвижением объектов, на которых установлено оборудование ГЛОНАСС, и их текущим рабочим состоянием в режиме онлайн.
- сформировать специальные зоны, которые используются для осуществления контроля перемещения мобильного объекта;
- тщательнейшим образом контролировать расход топлива ха указанный период времени;
- связываться при необходимости с водителем посредством голосовой связи;
- контролировать фактический пробег за указанный промежуток времени и анализировать данную информацию;
- управлять непосредственно с пульта диспетчера текущими рабочими параметрами объекта (включать и выключать блокировку работы двигателя, вызывать водителя и включать аварийный режим);
- фиксировать автоматически все происходящие с объектом события в специальном журнале.
Установка ГЛОНАСС и законодательство
Установка оборудования глобальной навигационной системы на транспортные средства в настоящее время регулируется определенными законодательными актами. К примеру, одним из таких актов является приказ Министра транспорта от 26-го января прошлого 2012 года.
В соответствии с данным законодательным актом с 1-го января текущего года на всем пассажирском транспорте, кроме легкового автомобильного транспорта, в обязательном порядке должны быть установлены бортовые аппаратно-программные средства, с помощью которых возможно определение местоположения конкретного транспортного средства и возможна передача текущей собранной установленным оборудованием информации в органы Ространснадзора.
Данный приказ относится, ко всему прочему, и к специальному грузовому транспорту, которые применяется для осуществления транспортировки опасных грузов. На легковых такси установка оборудования глобальной навигационной системы должна быть в обязательном порядке выполнена к 1-ому января 2014-го года.
Необходимо отметить, что отсутствие на специальных и коммерческих транспортных средствах спутниковой системы навигации карается административными штрафами. Штрафы и их размеры, установленные еще в январе прошлого года, определяются отдельными законодательными документами. Впрочем, на данный момент штрафы еще не введены на законодательном уровне. Согласно открытым источникам информации, штраф за отсутствие ГЛОНАСС будет составлять:
- для отдельных водителей – 2,5 тыс. рублей;
- для ИП (индивидуальных предпринимателей) и предприятий – 30 тыс. рублей;
Установка системы ГЛОНАСС на транспортное средство
Монтаж глобальной навигационной системы на то или иной транспортное средство выполняется в том же дилерском центре, в котором было оформлено данное приобретение, профессиональными сотрудниками. Безусловно, выполнение данной работы, требующей определенных знаний и навыков, лучше поручить профессионалам. Стоимость данной услуги не настолько высокая. Оплатить работу способно большинство потребителей.
Впрочем, если автомобилист обладает определенным опытом, знаниями и интересом, то монтаж системы вполне может быть осуществлен самостоятельно. Начальную настройку спутникового навигатора следует выполнить, используя персональный компьютер. Нередко первоначальная настройка требует применения специального кабеля-программатора. По завершении начальной настройки можно приступить к непосредственному монтажу ГЛОНАСС-оборудования на транспортное средство.
Способ крепления терминалов может различаться в зависимости от модели. К примеру, крепление одних моделей осуществляется с использованием специального кронштейна, имеющегося на приборной панели, другие модели терминалов крепятся прямо под лобовым стеклом, третьи модели терминалов могут быть закреплены прямо на панели приборов. Оборудование ГЛОНАСС отличается весьма скромными габаритами, вследствие этого установленные приборы совсем не мешают ни управлению автомобилем, ни обзору сквозь лобовое стекло. Терминалы питаются электроэнергией, вырабатываемой бортовым источником питания. Напряжение должно составлять либо 12 Вольт, либо 24 Вольта.
Установка оборудования навигационной системы на транспорт априори предполагает, что к нему будут подключены все необходимые датчики, которые будут осуществлять контроль текущих рабочих параметров транспортного средства. Если в комплекте выбранного терминала имеется экран монитора, то текущая информация о состоянии автомобиля будет отображаться на нем. Если же дисплея в комплекте нет, то собранная датчиками информация будет просто перенаправляться на сервер диспетчерского центра. Работоспособность навигационной системы проверяется непосредственно с пульта диспетчерского центра с помощью постоянного обрабатывания сигналов, которые поступают с установленного в транспортном средстве терминала.
Перспективы развития навигационной системы ГЛОНАСС
Глобальная навигационная система ГЛОНАСС находится в постоянном развитии. Высококвалифицированные специалисты перманентно работают над совершенствованием данной системы с учетом быстрорастущих требований, которые предъявляются потребителями к эффективности системы навигации и, в частности, к ее точности. Перебирая различные пути решения данной проблемы, специалисты не отвергают и не исключают возможности объединения двух спутниковых радионавигационных систем (ГЛОНАСС и GPS), которые действуют на сегодняшний день. Как бы то ни было, сегодня модернизация глобальной навигационной системы ГЛОНАСС направлена на том, чтобы:
- существенно повысить уровень интеграции системы ГЛОНАСС в другие существующие навигационные системы;
- значительно повысить точность навигационных измерений;
- существенно улучшить сервисное обслуживание потребителей;
- качественно улучшить показатели избирательности навигационной системы;
- значительно повысить надежность бортового оборудования спутниковых систем;
- существенно увеличить эффективность работы бортовой аппаратуры системы.
- служба единого времени, имеющая эталонную базу;
- система оптической астрометрии;
- служба параметров вращения нашей планеты;
- служба космической геодезии;
- и другие.
4-06-2013, 00:12 | Дмитрий