В конце 1940-х годов появились необычные машины для гонок, которые очень похожи на вытянутый в длину колесный трактор. Специальная машина драгстер создана для игровых гонок на 402 метра (за основу взята одна четвертая часть английской мили) со стартом с места. Этот чудо-автомобиль имеет не обтекаемую форму и буквально раздирает воздух во время стремительного движения. Гонщики на драгстерах соревнуются по парам на специальных дорожках. Проигравший выбывает из игры, а тот, кто пришел к финишу первым – стартует снова в следующей паре.
Главной целью соревнований на драгстерах является достижение
максимального ускорения на дистанции 402 метра.
Для большинства
любителей мотогонок нет ничего лучшего, чем смотреть на удивительную и стремительную
езду этой машины-ракеты в ожидании победы или нежелательного поражения, которые
происходят буквально в течение нескольких мгновений.
Драгстер был создан
для самых страстных поклонников экстремальных ситуаций.
Стремительный драгстер
Существует множество вариантов драгстеров, но самыми распространенными являются: Top Fuel, Funny
car и другие автомобили, которые проходят дистанцию за 10 секунд.
У Top Fuel двигатель V8
объемом 10 литров
находится сзади, его мощность составляет 7000 «лошадок». Автомобиль работает на
жидкой взрывчатке – метаноле. Он имеет жесткую раму без кузова, его длина –
шесть-семь метров.
Funny car оснащен двигателем V8, объем которого 9-10 литров, мощность
6000 л.с. Кузов выполнен из пластика и покрывает всю машину.
Самый мощный Dragster разгоняется с места до
160 км в час всего за 0,7 секунды. Он
представляет собой стреловидный, ракетообразный корпус, длина которого 8-9
метров. Узкие передние колеса находятся далеко от кабины пилота-гонщика, которая
защищена специальными дугами безопасности. Центр тяжести смещен к задней оси,
на которой находятся колеса из мягкой резины, которая в разогретом состоянии
липнет к трассе и обеспечивает необходимое сцепление дорожным покрытием на
огромных скоростях. Во время старта резина скручивается как пружина и
происходит толчок машины вперед. Под действием центробежных сил резина
становится выше и уже. Диагональные шины могут кардинально изменить эффект общей передачи.
Автомобиль оснащен мощным
восьмицилиндровым двигателем, который находится за кабиной водителя, а по бокам
расположены ряды выхлопных труб.
Если бы не установленные антикрылья, драгстер мог бы запросто взлететь
ввысь, как ракета.
Топливо
Самые быстрые драгстеры используют 85% нитрометана в качестве топлива,
а также метанол, этанол или газ.
Тем не менее, это
горючее не является обязательным, и если это необходимо можно использовать
небольшое количество нитрометана. Нитрометан имеет значительно более низкую
плотность энергии, чем бензин или метанол. Горящий двигатель с нитрометаном может
производить до 2-3 раз больше энергии, чем горящий бензиновый двигатель. Это стало возможным
благодаря тому, что в дополнение к топливу, двигатель должен использовать
воздух для того, чтобы генерировать силу. Двигатель может сжечь в 8 раз больше
нитрометана, чем бензина.
Нитрометан также имеет высокую температуру
испарения, а это означает, что он будет поглощать значительное количество тепла
двигателя, когда оно испаряется, и является ценным механизмом охлаждения.
Сцепление
Сцепление является спасательным кругом для этой машины.
Потому что оно регулирует пробуксовку и скольжение, когда автомобиль движется
вниз по дорожке. Гидравлически мотивированные
подшипники работают от простого таймера (компьютерное управление является
незаконным). Сцепление настроено в соответствии
с условиями трассы. Если трасса слишком быстрая,
шины будут вращаться, в противном случае автомобиль не может двигаться на
максимальной скорости.
Интересные факты
Автомобиль драгстер удивляет и восхищает многих своими неимоверными
возможностями.
Так, во время движения диаметр шин может увеличиваться от 91 до 111
сантиметров. Болид Top Fuel Dragster не имеет коробки передач, все управление
происходит при помощи сцепления, которое работает на автоматике.
Рекордное время прохождения участка 402 метра составило 4.44 секунды со
скоростью на старте около 530 км в час.
Если дроссельные заслонки открыты полностью, а двигатель работает на
максимальных оборотах, то выхлопные газы, которые вырываются вверх по
коллекторам, способны генерировать более 360 килограмм прижимной силы на старте.
Переднее и заднее антикрыло автомобиля во время его движения со скоростью 520
км в час, могут обеспечивать 5,3 тонн прижимной силы. Мощность двигателя
составляет от 8500 до 10000 л.с. при крутящем моменте двигателя около 8000 Н/м.
Клапана двигателя автомобиля драгстер изготавливаются из титановых сплавов, а головки
блока изготовлены по схеме два клапана на цилиндр. Диаметр впускных достигает
цифры 62,2 мм, выпускных 48,9 мм.
На максимальной скорости двигатель способен генерировать 150 децибел
звукового давления, а также потреблять до 5,7 литров горючего в секунду.
Двигатель этого удивительного автомобиля не имеет жидкостного и
воздушного охлаждения, он охлаждается поступающей топливовоздушной смесью. Блок
цилиндров отличается колоссальной прочностью благодаря отсутствию рубашек
охлаждения. Время непрерывной работы такого двигателя длится около трех минут, включая
80 секунд для его прогрева, а также время для прогрева шин и сам старт.
После каждого старта двигатель драгстера разбирается полностью,
изучается, проводится замена изношенных или поврежденных деталей.