История
Проект создания кольцевой автодороги начинался еще в 1937 году.
Через два года была произведена привязка автомагистрали и ее закрепление
непосредственно на местности. В 1940 году специалистами института
«Союздорпроект» было закончено
составление проектного задания на производство строительства
Московской кольцевой автомобильной дороги, которая именовалась в последующие
коды аббревиатурой МКАД. Но строительству
не суждено было реализоваться, а виной тому было начало Великой Отечественной войны. Однако
уже в июле месяце 1941 года Государственный комитет обороны принял решение о
строительстве автодороги в течение одного месяца по упрощенному проектному
варианту. В принятом решении предполагалось построить тридцать километров новой
кольцевой дороги и произвести реконструкцию старых дорог, общей протяженностью в
сто километров. Дорога была построена очень
быстро и была использована как рокадная, по которой осуществлялась
основная переброска военной техники и живой силы наших ратников. Все это
поспособствовало оперативной подготовке и проведению наступательных операций
под Москвой. Но пришло мирное время, когда кольцевая дорога остро нуждалась в
коренном восстановлении.
Восстановление автодороги началось в конце 1956
году в районе Ярославского шоссе. Вводилась дорога в эксплуатацию по готовности
каждого участка, начиная с первого участка, в 1960 году, заканчивая принятием в
эксплуатацию всей кольцевой дороги в 1962 году. Тогда МКАД представлял собой
всего две автодороги, с наличием двух полос движения в каждую сторону. Ширина
полос движения составляла семь метров, разделительная полоса имела ширину
четыре метра. По краям дороги были уложены рифленые плиты. На всей протяженности
нового МКАД были введены в строй два моста через реку Москву.
Изначальный проект МКАД предусматривал строительство автодороги с
применением минимального радиуса в плане двух тысяч метров. При этом исключалось
два поворота: полторы тысячи метров, на семидесятом километре и одну тысячу
метров на шестьдесят восьмом километре. Предусматривалось строительство
максимального продольного уклона, со значением сорока промилле. Всего на кольцевой
автодороге было построено семь мостов и пятьдесят
четыре путепровода. Строительство безопасных пешеходных переходов, разделительных
ограждений и освещения в то время просто не предусматривалось. Изначально МКАД
имел тридцать три двухуровневые развязки с автодорогами, выходящими из Москвы, но
уже в начале 1980 года, на пересечении с
Симферопольским шоссе, была введена в строй трёхуровневая автодорога. Изначально автодорога не была покрыта
асфальтовым покрытием. При строительстве использовался заливной бетон. В период
с августа 1960 года и до начала 1984 года полоса отвода московской
автомобильной кольцевой дороги имела значение административного деления границы
города Москвы. Имелось и другое название, звучавшее, как «Большая Москва».
С увеличением
автотранспорта на дорогах уже новой России, стало расти количество
дорожно-транспортных происшествий, которые изобиловали ростом количества
лобовых столкновений и наездов на пешеходов. Печальная статистика приносила
убийственные цифры: в год погибало на МКАД двести человек, более тысячи людей
получали пожизненные увечья. Пропускная способность автодороги не отвечала
требованиям и условиям того времени, где скоростной режим транспортных потоков
составлял всего сорок километров в час. В пиковые часы было повсеместное образование
заторов автомобильного движения. Очередная реконструкция автодороги напоминала
о себе ежедневно наличием перечисленных проблем.
Обновление
Новый проект Московского
правительства по реконструкции автомобильной дороги предусматривал наличие двух
этапов. Первоочередными задачами, подлежавшие реализации, становились:
строительство барьерного ограждения дороги, разделявшего направления движения,
освещение всей трассы.
Второй этап
реконструкции предусматривал расширение дорожного полотна, общей шириной в
пятьдесят метров. С наличием пяти полос движения в каждом направлении. Но чтобы
эта сказка стала былью, надо было построить дорогу с учетом уже имеющихся
международных стандартов, предусматривающих в первую очередь наличие
безопасности дорожного движения и обслуживания движения
транспортных потоков. Помимо возведения
новых тоннелей, мостов, путепроводов, предстояло переложить подземные
коммуникации и инженерные сооружения, освобождая при этом территории, прилегающие к трассе.
Очередная реконструкция
автодороги стала одним из знаковых транспортных проектов Правительства Москвы.
Реконструкцию
предусматривалось закончить через четыре года интенсивного строительства. МКАД позволил
внедрить большое количество новейших и перспективных инженерных приемов и технологий.
Сама реконструкция стала тем самым первым полигоном в реализации того, что
десятками лет пылилось под сукном нерадивых чиновников.
Несмотря на проведенные неоднократные
реконструкции, проблема московской кольцевой автодороги
продолжает существовать. Хотя и считается, что МКАД является одной из самых
современных дорог в регионе, но с сегодняшними транспортными потоками
автодорога не справляется, и назревает очередная реконструкция. Новые проекты
уже проходят обсуждение, но пока в кабинетах чиновников.