Подушка представляет из себя
герметичный баллон, покрытый эластичной оболочкой. Если произошла авария, то
этот баллон наполняется специальным газом. Благодаря подушкам безопасности
человек во время столкновения не так сильно ощущает полученный удар, поскольку
он распределяется более равномерно по всему телу. Зачастую водитель или
пассажир на переднем сиденье при столкновении могут получить травмы при ударе
о ветровое стекло, приборную панель, а
водитель может удариться об руль, подушки безопасности, наполняясь воздухом,
помогают избегать этих травм.
Впервые подушки безопасности
стали появляться на автомобилях в 70-е годы ХХ века. Разработки подушек
начались значительно раньше, уже в 50-е возникла идея оснащать автомобили чем-то подобным, но конструкторы не смогли
воплотить свою идею в жизнь, поскольку в то время не получалось обеспечить
работу данной системы.
Первые автомобили, оснащенные
подушками безопасности, были выпущены компанией Ford,
затем появились первые автомобили
компании General Motors, которые
имели в своей конструкции подушки безопасности. Обе компании выпустили
небольшие партии подобных автомобилей в качестве эксперимента. Водители в то
время не оценили новинку, поэтому по-настоящему популярными подушки
безопасности стали лишь спустя десять лет, в 80-е годы.
Именно
тогда многие крупные производители стали снабжать свои автомобили подушками
безопасности. Среди американских компаний выделялись первопроходцы этого дела -
Ford и General Motors, для европейских водителей производством автомобилей с
пневматическими подушками безопасности занялась компания Mercedes-Benz.
Спустя
десятилетие после начала массового применения подушек безопасности практически
все известные производители автомобилей по всему миру стали выпускать
транспортные средства, оснащенные этим средством безопасности. В настоящее
время пневматические подушки безопасности входят в комплектацию многих
автомобилей, это могут быть и массивные внедорожники, и экономные малолитражки.
Конечно,
в сравнении с первыми подушками безопасности современные их варианты более
усовершенствованы. Они оснащены датчиком удара,
блоком управления. В основе конструкции лежит нейлоновый баллон с
газогенератором. Датчики устанавливаются в нескольких местах. Датчики
чувствительны к ударам и замедлению скорости во время столкновения. Для того,
чтобы избежать срабатывания подушки при резком торможении, когда столкновение
не произошло, они имеют специальную программу.
При столкновении подушки срабатывают очень
быстро, для их активации хватает всего одной секунды. Как только происходит столкновение,
датчики получают сигнал и газогенератор начинает работать. После этого подушка
выбрасывается за 0,02-0,05 с. Этого времени хватает, чтобы подушка безопасности
в полном объеме была заполнена воздухом. Она располагается между телом
человека, который находится на сиденье и твердыми элементами салона: рулем,
панелью управления, лобовым стеклом и т.п. Как только подушка выполнила свое
предназначение, она автоматически сдувается, чтобы не мешать освобождению
человека и не задушить его.
В
настоящее время разработано несколько видов подушек безопасности. Они имеют
разную форму, объем, располагаются они в разных местах. Одними из самых
распространенных разновидностей являются
фронтальные подушки безопасности. Они призваны служить защитой водителю и пассажиру,
сидящему на переднем сиденье. Как правило, одна подушка находится в руле, а
вторая располагается в приборной доске напротив сиденья.
Эти
виды подушек безопасности появились в первую очередь. Изначально ими было
оснащено только место водителя, но затем производители решили, что впереди
сидящий пассажир тоже заслуживает того,
чтобы оснастить его место подушками безопасности. С течением времени, кроме
фронтальных, автомобили стали оснащаться и боковыми подушками безопасности. Эти
средства безопасности располагаются в дверцах, а также в спинках сидений, их
миссия – защитить человека от удара с боку или от травм при опрокидывании.
Формы таких подушек весьма различны, они могут выглядеть, как и фронтовые
подушки, иногда имеют форму трубы или шторки.
Водительская
подушка имеет объем примерно 60-80 литров, а пассажирская – до 130 литров. Это связано
с тем, что расстояние от руля до тела водителя гораздо меньше, чем от приборной
панели до тела пассажира. Боковые подушки безопасности имеют гораздо меньший
объем, чем фронтальные.
После
широкого внедрения подушек безопасности многие производители решили, что от
ремней безопасности можно отказаться и не стали оснащаться автомобили, в
которых есть подушки безопасности, еще и ремнями. Но оказалось, что ремни по-прежнему
нужны, ведь они за много лет своего существования доказали свою пользу. В
настоящее время автомобили оснащены и подушками безопасности и ремнями
безопасности, они служат единой системой безопасности.
Подушка
безопасности вылетает со скоростью 200-300 км/ч. В результате произошедшего
столкновения тело человека с большой скоростью подается вперед и тут же
откидывается назад подушкой безопасности. При этом он может получить очень
ощутимый удар по голове, и в результате этого получить серьезную травму. Были
ситуации, что такие травмы становились смертельными. Для того, чтобы избежать
таких травм водитель и пассажир, сидящий на переднем сиденье должны быть
пристегнуты ремнем безопасности, поскольку он удерживает от движения вперед при ударе.
Для
того, чтобы подушки помогали смягчать удар при ДТП их нужно правильно
использовать. В противном случае они просто бесполезны или, что еще хуже, могут
причинить травму. Современные конструкторы автомобилей ведут разработки,
связанные с подушками безопасности, но в ходе испытаний все равно могут
возникнуть травмы, связанные именно с ними.
Для
того, чтобы подушки срабатывали эффективно, человек должен располагаться на
сиденье прямо, а не полулежа. Правильную позу на сиденье помогает занять
пристегнутый ремень безопасности. Если на сиденье располагается ребенок или
взрослый человек ростом до 150
см, то сработавшая подушка безопасности может причинить
ему довольно серьезную травму.
Для
того, чтобы проверить работоспособность и исправность подушек безопасности,
следует обратиться в специализированную мастерскую или на станцию технического
обслуживания. Самому лучше этого не делать, во избежание нежелательных
последствий.
Современные
подушки безопасности становятся все более совершенными. В прошлые времена
подушки срабатывали даже при несерьезном ударе и надувались очень быстро,
зачастую именно они наносили серьезные травмы людям, находящимся в автомобиле,
порой доходило даже до смертельного исхода. В настоящее время подушки безопасности
оснащены специальными датчиками, которые определяют силу удара и подают сигнал
о том, насколько должна развернуться подушка.
Раньше
подушки, которыми оснащено место пассажира, срабатывали независимо от
присутствия человека на пассажирском сиденье. Теперь они оснащены
специальными датчиками, которые способны
определять есть ли на переднем сиденье пассажир. Если человек отсутствует, то
подушки пассажирского сиденья при аварии не срабатывают вообще. Есть некоторые
модели автомобилей, где функцию выброса подушек безопасности на переднем пассажирском
месте можно отключить вручную.
В
настоящее время большинство современных автомобилей оснащено подушками
безопасности. Кроме того, разработчики решили оснастить и некоторые модели
мотоциклов специальными подушками безопасности, которые смогут спасти жизнь
мотоциклисту. Разработки по улучшению подушек безопасности ведутся постоянно. В
последнее время участились случаи аварий с участием пешеходов, и конструкторы
решили поработать над созданием специальной пешеходной подушки безопасности,
которая сможет защитить пешеходов при наезде на них автомобиля. Такие подушки
безопасности, скорее всего, будут установлены с внешней стороны автомобиля: на
капоте или около лобового стекла. Они должны будут сработать при опасном
сближении с пешеходом, если автомобиль при этом движется с большой скоростью.