В ста тридцати километрах к юго-востоку от Белграда, Сербия, находится город Крагуевац. Он расположен на правом берегу реки Лепеница, и однажды был назван сербским Детройтом. Крагуевац является самым известным домом для Заставы Group, старейшего промышленного комплекса Сербии, гордостью бывшей Югославии, а теперь последним независимым автопроизводителем в регионе.
Вот уже более пятидесяти пяти лет сербский
автопроизводитель Automobili Застава сохраняет традиции автомобильного
производства, продолжая уверенными шагами продвигаться вперед.
Zastava – это мощное югославское государственное предприятие, в состав которого вошли несколько различных промышленных предприятий, и которое было преобразовано в холдинговую компанию с приватизированными ветвями. Среди них:
- Автомобильная – заводы Crevna Застава сербского автопроизводителя, основанная в 1953 году, Застава Аутомобили (Застава Automobili) и дочерняя компания итальянского бренда Fiat SpA – гигантский Group Automobiles
- Производитель оружия – Застава оружие
- Производитель грузовиков Iveco Trucks Застава, который тесно связан с промышленной группой Fiat тяжеловесов.
- Другие промышленные предприятия были проданы после окончания Балканской
войны.
Первые шаги
Первое производство автомобилей на заводе состоялось
в Крагуевац, который на то время специализировался на производстве оружия. Это
было в конце 1930-х годов. Завод выпустил четыре сотни грузовиков Форд по
распоряжению югославской армии. Завод тогда называли "Войно-Техника" (завод
вооруженных сил). Некоторые грузовики из той же
серии были снова сделаны в 1941 году.
После второй мировой войны завод был переименован на
завод Црвена Застава.
В начале 1950-х годов был установлен контакт с
Willys-Overland, результатом этого сотрудничества стало производство джипов
Willys, но попытка не удалась. Было собрано лишь шестьдесят две модели.
12 августа 1954
югославское правительство и руководители итальянской компании Fiat SpA
подписали соглашение о техническом и финансовом сотрудничестве. Сборка Fiat
Campagnola Fiat 1400 и Fiat началась в течение нескольких недель после того,
как новый завод был построен.
Завод "Црвена Застава"
(Crvena Zastava, "Красное знамя") является крупнейшим автомобильным
предприятием в Югославии. Оно было создано на базе военного арсенала и начало
свою деятельность с производства легковых машин по лицензии FIAT. Первая
продукция появилась в 1955 году. Автомобили стали абсолютной копией итальянских
серийных автомобилей, которые собирались из деталей, привезенных с других
предприятий.
В начале истории завода были выпущены многочисленные аналоги итальянских автомобилей,
среди которых "Застава-750" (копия ФИАТ-7500),
"Застава-101" (ФИАТ-127), "Застава-1300" (ФИАТ-1300). Здесь
же собирались польские седаны Polski-FIAT-125.
Современное производство
С 1980 года вся продукция "Заставы" выпускается под торговой
маркой "Юго" (Yugo). Сначала предлагался малогабаритный трехдверный
с передним приводом автомобиль "Юго-45", он был почти копией
автомобиля ФИАТ-127. Отличительной чертой был лишь кузов хэтчбек, полностью
преобразивший внешность автомобиля. На "Юго" устанавливались передние
поперечные карбюраторные 4-цилиндровые двигатели с рабочим объемом 1116 и 1302
куб. см., мощность составляла 45 л.с. и 54 л.с., автомобиль был оснащен механической
4-ступенчатой коробкой передач и реечным рулевым управлением.
С 1989 года модель "Юго-45" стала выпускаться под названием
"Юго Корал" (Koral). Автомобиль имел более привлекательный кузов и
новый двигатель объемом 903 куб. см.
Вскоре с конвейера завода сошел кабриолет. В 1987 году на Белградском
автосалоне был представлен усовершенствованный 5-дверный вариант "Юго
Флорида" (Florida), который через год вошел в серийное производство и
выпускается до наших дней. Кузов автомобиля разработали итальянские
автопроизводители на фирме "Итал Дизайн" (Ital Design), в конструкции
шасси доминировали решения от ФИАТа-128. Автомобили были оборудованы
карбюраторными двигателями, мощность которых составляла от 60 до 71 л.с. В
сегодняшних разработках "Заставы" представлена модель
"Юго-128", являющаяся копией автомобиля ФИАТ.
В 1991 году автомобили Yugo пользовались большим спросом на мировом рынке. Годовые объемы
увеличились до 50%.
Если в 1960-1970-х годах компания Zastava выпускала до 180 000
автомобилей в год, в 1990-х года производственные мощности составили
10000 транспортных средств. Кроме "Флориды" все "Заставы"
предназначены для внутреннего рынка.
В 2008 году компанией Zastava было выпущено более 18 тысяч автомобилей.
Сегодня Застава сохраняет способность
производить 60 000 автомобилей в год, наравне с Carrozzeria Bertone Италии в
Турине.