Малотоннажные грузоперевозки, организация маршрутных такси, обслуживание свадеб и прочих мероприятий требуют транспорт, занимающий нишу между легковушкой и автобусом. Большинство наших автопроизводителей для малого бизнеса стали выпускать микро и мини-автобусы.
Первыми появились микроавтобусы "ГАЗели". Чуть позже
мини-автобусы "Соболи" и "ПАЗики", которые, в отличие от "газовских"
микроавтобусов, могли перевозить еще и стоящих пассажиров. С целью увеличения
получаемых водителями и их хозяевами прибылей, в часы пик людей в маршрутки
набивается больше нормы. Оказалось, что техника не выдерживает работы на износ,
начинает сыпаться на глазах. Не рассчитанные заводами-изготовителями на почти
круглосуточный режим их эксплуатации, автомобили начали греться,
"кипеть" и крениться. Особенно много нареканий было на "ГАЗели"."ПАЗики" тоже не
оправдали всех надежд их владельцев. К тому же, как известно, чем старее
техника, тем больше у нее всяческих технических болезней, тем больше расход
ГСМ, который за последнее время значительно подорожал.
Учтя опыт
конкурентов, автопроизводитель ЗИЛ начал выпускать мини-автобусы на базе модели
5301, еще называемой "Бычок". Конструкторы постарались
охватить весь спектр малого бизнеса. При разработке использованы решения,
дающие большую экономию, а
соответственно, и большую материальную отдачу. Эта машина за несколько лет
успела зарекомендовать себя как вполне надежное транспортное средство для
города, в условиях пригородных и междугородних перевозок, в сельской местности,
в армии.
Технические характеристики
Во многом ее живучесть объясняется выбором силового агрегата. Используется белорусский
дизельный двигатель "Д-245.12", разработанный ранее для тракторов. То
есть, для техники, на селе работающей сутками в течение десятков лет. Мотор,
конечно, не мерседесовский, но вполне надежен. Особенно при своевременном и
должном техническом обслуживании. Хорошо запускается даже в зимнее время, не
перегревается в жару. А за счет установки турбонаддува и проведенных
заводом-изготовителем доработок, мощность его версии "Д-245.12"
доведена до 108,8 л. с. При этом расход топлива, как заявляют изготовители,
колеблется в интервале от 14 до 16,5 л на 100 км. Расход учитывается при
номинальной загрузке автобуса и соответствующем скоростном режиме.
Трансмиссия
и КПП также довольно хорошо отработаны на другом долгожителе - семействе
автомобилей "ЗИЛ-130". Рулевой механизм имеет гидравлический
усилитель, что немаловажно при постоянном маневрировании в условиях городского
движения и частом подруливании к остановкам.
Удобство
Комфортабельные
условия для водителя обусловлены регулировкой рулевого колеса по углу наклона и
высоте, а также регулируемой по высоте и наклону спинкой водительского сиденья.
В модификации мини-автобус отдельное кресло для кондуктора находится в
водительской кабине, но по желанию заказчика оно может быть размещено в салоне.
Предусмотрена модификация с глухой стеклянной перегородкой, отделяющей кабину
водителя от пассажирского салона, с расположенным в ней специальным
выдвигающимся поддоном для приема водителем платы за проезд. Для удобства
пассажиров салоны автобусов оборудованы жидкостными подогревателями с одним или
двумя подключенными к ним радиаторами.
Прообразом
для создания мини-автобусов на базе автомобилей ЗИЛ-5301 послужил специальный вахтовый
автобус "Русь Псковавто-3243". На сегодняшний день выпускается более
30 модификаций пассажирских автобусов на шасси ЗИЛ-5301 "Бычок",
имеющих от 14 до 30 посадочных мест. Существуют модели автобусов, в которых
предусмотрена перевозка и стоящих пассажиров - так же, как в знакомых всем
"ПАЗиках".
На
авторынке России предлагаются модели со сдвижными или распашными пассажирскими
дверьми, в том числе с пневмоэлектрическим приводом по типу
"Икарусов". Кроме Псковского завода и самого АМО "ЗиЛ", пассажирские автобусы на базе "Бычка" выпускаются еще двумя
курганскими и двумя московскими заводами, среди которых хочется особо отметить
завод "Ирито", выпускающий автобусы с оцинкованным кузовом,
окрашенным высококачественными акриловыми эмалями.
Заметим,
что пассажирский мини-автобус "Бычок" был разработан по инициативе
мэра Москвы Ю. М. Лужкова как альтернативный вид транспорта для пассажирских
перевозок по Москве в качестве маршрутного такси. И именно для Москвы была
создана версия ЗИЛ-5301 с установленным каталитическим нейтрализатором
выхлопных газов. Его применение может значительно снизить загрязнение
окружающей атмосферы.