По видам тепловые двигатели делятся на: реактивные, газотурбинные, поршневые двигатели внутреннего сгорания. В настоящее время при сборке автомобилей на заводах ставят поршневые двигатели. Их суть в том, что топливо сгорает внутри рабочего цилиндра.
Существует
две группы поршневых двигателей. В зависимости от воспламенения и
смесеобразования они подразделяются на:
- с внешним смесеобразованием и зажиганием от электрической искры (два вида карбюраторные и газовые);
- с внутренним смесеобразованием, которые воспламеняются при соприкосновении с воздухом, нагретым в цилиндре до высоких температур при сильном сжатии (двигатели дизельные или с воспламенением при сжатии).
Рабочий цикл
двигателя - цепь последовательных процессов, которые периодически повторятся в каждом его цилиндре в процессе работы. Насколько заполнен цилиндр горючей смесью во время такта, настолько же высока мощность двигателя.
Четырехтактный рабочий цикл
Коэффициент наполнения
Коэффициент наполнения равен отношению веса горючей смеси
(фактически попавшей в цилиндр) к общему весу всей горючей смеси, которая должна
была наполнить рабочий объем в цилиндре (при высоком атмосферном давлении и 20°С
температуре окружающей среды). Уровень коэффициента наполнения, рассчитанный при
полном раскрытии дросселя карбюратора, а также при среднем числе оборотов
коленчатого вала может соответствовать показателям от 0,75 до 0,85. Коэффициент наполнения по
мере прикрытия падает и при низких
оборотах холостого хода достигает до 0,20.
При заборе смеси
давление в цилиндре гораздо меньше атмосферного (около 0,7 до 0,9 кг/см2),
это происходит из-за сопротивления клапанов, воздушного фильтра, впускного
трубопровода и карбюратора. В конце процесса температура смеси снижается и составляет
от 75 до 125°С.
Во время
сжатия рабочей смеси поднимается и температура, и давление. Чем выше такт
сжатия, тем больше его степень сжатия. В карбюраторных машинных двигателях давление под конец такта сжатия приблизительно от 7 до 12 кг/см2, тогда
как температура газов составляет 350-400°С.
Мощность
двигателя зависит и от скорости горения. Чем больше скорость горения, тем выше
мощность. А скорость горения, в свою очередь, зависит от того, какого качества топливо, что и в каких соотношениях
входит в его состав и степень завихрения рабочей смеси, ее степени сжатия, температуры
и коэффициента остаточных газов.
Коэффициент остаточных газов
Коэффициент остаточных газов указывает
на процентное содержание продуктов сгорания в рабочей смеси, которые остались в
цилиндре от предшествующего цикла. Рост данного коэффициента говорит о снижении
скорости горения рабочей смеси.
Под конец сгорания температура газов возрастает до 2200 - 2500°С, а давление до 30 - 40 кг/см2.
Далее, после того как газы достигнут максимального давления, произойдет расширение. В случае чего, газы воздействуют
на поршень, влияя на работу цилиндра. По окончании работы давление газов
цилиндра падает до 3-5 кг/см2 и происходит снижение температуры примерно
до 1000—1200°С.
Чтобы хорошо
очистить цилиндр, необходимо открыть выпускной клапан до н.м.т. Данный процесс проходит
при высоком давлении, падающим к окончанию
такта до 1,1 —1,2 кг\см2 и при снижении температуры до 700—800°С.
Минский и
Кременчугский заводы автомобилей на все новые модели машин ставят
четырехтактные дизельные двигатели, в большинстве случаев или ЯМЗ-236, или ЯМЭ-238.
Во время впуска
происходит попадание воздуха в цилиндр. Так как сопротивление впускной системы
очень низкое (из-за отсутствия карбюраторов) давление при впуске немного
завышено (0,85—0,95 кг/см2), в отличие от карбюраторного двигателя, но
сопровождается понижением температуры до 40—60°С.
В дизельных
двигателях ЯМЗ степень сжатия примерно равна 16,5, в этой ситуации давление при
конечном сжатии увеличено до 40—42 кг/см2, тогда как температура
воздуха приблизительно 740—800°С.
Форсунка качает
топливо за 20° до в.м.т., следовательно, наибольшая часть топлива сгорает до подхода
в в.м.т. поршня. В дизельном двигателе для самообразования горючей смеси отводится
раз в 20-30 меньше времени, по сравнению с карбюраторным двигателем, именно поэтому,
чтобы произошло полное сгорание топлива, требуется большое количество воздуха.
При конечном
сгорании топлива давление газов доходит 74—80 кг/см2, при температуре
около 1700-2000°С. К концу расширения давление снижается до 3—4 кг/см2,
происходит и снижение температуры до
800—900°С.
В дизельных
двигателях часть топливного тепла идет на подогрев подаваемого в цилиндр
воздуха, который поступает в не подогретом виде, поэтому температура при сгорании (расширении)
ниже карбюраторных.
Открытие выпускного
клапана происходит за 56° до н.м.т., после чего идет снижение давления газов
до 1,1 —1,2 кг/см2, которое до конца выпуска остается постоянным. Достигаемая
температура при выпуске равна 600—700°С, приблизительно.
Двухтактный рабочий цикл
Как известно,
двухтактные дизельные двигатели, имеющие прямоточную продувку, такие как ЯАЗ-М204А
и ЯАЗ-М206А устанавливаются на машины КрАЗ-219, МАЗ-200 и на их модификациях. Данный двигатель в наличии имеет нагнетатель воздуха.
Первый такт
В момент, когда поршень функционирует
в н.м.т., давление находившегося в цилиндре воздуха достигает около 1,5 кг/см2,
а температура 90°С. В это время продувочные отверстия вместе с выпускными
клапанами являются открытыми и цилиндр начинает продуваться, а затем
наполняется воздухом. Двигаясь во время работы поршня от н.м.т. к в.м.т., каемка
его днища перекрывает все продувочные отверстия и затем прикрываются выпускные
клапаны, после чего происходит сжатие воздуха. После окончания рабочего такта в
наполненный воздухом цилиндр под давлением около 1400 кг/см2 начинает подаваться топливо. В этом случае давление составит 50 кг/см2 при температуре - 600—700°С. Горение
совершается лишь при полноценном объеме. По окончании горения давление достигнет
70—100 кг/см2, температура - 1800°С.
Второй такт
Во время движения поршня от в.м.т. к
н.м.т, совершается ограничение поступления газа. Затем под конец расширения,
когда давление приблизительно составит примерно 5—6 кг/см2, а
температура 800°С откроются выпускные
клапаны, а после и продувочные отверстия. Будет совершена продувка цилиндра воздухом
и затем выпущены отработанные газы.
Следовательно,
в двухтактном двигателе процесс сгорания (расширения) совершается во время
каждого оборота коленчатого вала, то есть раза в два чаще, в отличие от
четырехтактного. Отсюда следует, что рабочий объем цилиндров двухтактного
двигателя при одинаковом объеме с четырехтактным двигателем будет иметь большую
мощность, соответственно, при одинаковом объеме создастся высокая равномерность
хода. Весь недостаток двухтактных дизельных двигателей в том, что когда
происходит понижение скорости вращения коленчатого вала, ухудшаются процессы выхода
выработанных газов и захвата свежего воздуха. Следовательно, что двигатели не способны
работать долгое время при очень низком количестве оборотов коленчатого вала.