Каждая цепь в системе электрооборудования в любом автомобиле защищается специальными плавкими предохранителями. Их основное предназначение – защита электропотребителя от короткого замыкания или от перегрузки. Единственным исключением является цепь стартера, так как она при запуске потребляет очень большой ток, около 350 ампер.
Задача и выход из строя предохранителей
Основной задачей
предохранителя является защита достаточно дорогого электрооборудования, что
означает защиту всего автомобиля от короткого замыкания цепи, а также
от возможного возгорания проводки. Самой частой причиной сгорания
предохранителя является короткое замыкание в проводке или в потребителе.
Стоимость предохранителя намного ниже любого электропотребителя, его очень
легко можно заменить на новый в случае срабатывания или перегорания.
У каждого
предохранителя имеется свое ограничение – определенная сила тока, которую он
способен выдерживать. Предохранитель может перегореть только в том случае, если
сила тока превысит номинал предохранителя. Количество предохранителей будет
зависеть от количества и мощности защищаемых потребителей. После срабатывания
предохранителя нужно будет установить вместо перегоревшего новый
предохранитель, но с прежним номиналом.
Очень часто
встречается ситуация, когда вместо старого предохранителя устанавливается новый
меньшего ампеража, в последующем такой предохранитель придется заменять на
необходимый номинал. Например, старый предохранитель выдерживал 10 ампер, а
новый установили номиналом в 8 ампер. Это допустимо, но он будет срабатывать
уже при меньшем значении тока, при этом сможет защитить цепь от перегрузки,
что значительно обезопасит ваш автомобиль. Если же вместо сгоревшего
предохранителя устанавливать предохранитель большего номинала, например, вместо
8А установить 16А, то потребитель, рассчитанный на силу тока в 8 ампер может
просто перегореть, а вот предохранитель сможет такую нагрузку выдержать.
Очень часто водители
при сгорании предохранителя, при условии отсутствия запасного, устанавливают
любые предметы, которые не имеют ничего общего с предохранителями. Например,
кусочек гвоздя, монету, а также другие предметы, которые способны проводить ток
и могут остаться целыми даже при полном сгорании всей цепи. Стоит отметить, что
обычная монета может выдержать даже сварочный ток.
Замена сгоревшего предохранителя
Еще одной
распространенной ошибкой автолюбителей является замена сгоревшего
предохранителя без выяснения причины его сгорания. Повлечь перегорание
предохранителя могут неисправности в генераторе, в сетях сигналов или оптики.
«Хорошим» сигналом будет, если новый предохранитель не перегорит, а
это должно насторожить владельца автомобиля, заставить его искать настоящую
причину срабатывания предохранителя.
Практически во всех
ситуациях после замены предохранителя водители стараются продолжить свое
передвижение, так как возникает у них чувство того, что цепь полностью
защищена, так как новый предохранитель не перегорел.
Фактически же такая
ситуация может говорить лишь о том, что в самой цепи произошел какой-то сбой,
что может вызвать неприятные последствия, если вовремя не найти причину
произошедшего.
Если же автолюбитель
сможет выяснить причину того, почему перегорел предохранитель, а также найти
потребитель, то он сможет отремонтировать свой автомобиль без помощи
автосервиса, своими собственными руками.
Во время движения по
дорогам не у каждого есть с собой специальный прибор для проверки
неисправности, но это можно легко сделать при выполнении довольно-таки нехитрых
действий, без каких-либо тестеров или контрольных приборов.
По описанию
предохранителя нужно просмотреть абсолютно все цепи, которые он защищает во
время своей работы. После этого, когда будут определены все цепи, нужно по
одному начать отключение потребителей, но при этом не устанавливать новый
предохранитель, иначе он может тут же сгореть. Необходимо просто перемыкать
гнезда предохранителей обычной отверткой.
Если же проблема
находится в самой цепи, то при перемыкании гнезд может возникнуть искра. После
того, как искра между гнездами исчезнет, можно точно сказать, что проблема
заключается в отключенном потребителе, именно его и нужно будет менять или
ремонтировать. Именно так находится причина перегорания предохранителя. Как
видно, такое действие можно легко выполнить самостоятельно.
Как быть, если перегорел предохранитель в дороге?
Очень часто может возникнуть следующая ситуация. Человек возвращается из дальней поездки на автомобиле домой. Трасса безлюдна. И в этот момент в автомобиле перегорает предохранитель. Запасного, конечно же, с собой нет. Фары перестали работать, а дальше ехать просто невозможно, если это вечер или ночь. Сложившаяся ситуация не такая уж и страшная, как может показаться на первый момент. Предохранитель можно вполне сделать самостоятельно из подручных средств. Главное – знать, как это делается. Самодельного предохранителя должно хватить до того, как появится возможность установить нормальный предохранитель.Для этого понадобится тонкая проволока. Главное, подобрать правильный диаметр. Формула для расчета диаметра проволоки: d=0,31Iпл. + 0,05, где d - диаметр провода, Iпл. - ток плавления медного провода. Далеко не каждый возит с собой проволоку в машине, можно будет найти какой-то провод вместо проволоки. Нужен будет кусочек около четырех сантиметров. Например, при замене восьмиамперного предохранителя нужно будет использовать один проводник, а при шестнадцатиамперном – два. Наконечники со сгоревшего предохранителя нужно снять, присоединить к ним новые отрезанные проводники. Затем следует поставить снятые наконечники на место и обжать все пассатижами. Вот и готов временный предохранитель.