Современное водительское удостоверение – это не просто кусок пластика с нанесенными принтером данными. Это продукт высочайших технологий, без преувеличения и оговорок. В России выпуском пластиковых удостоверений озаботились в 1992 году, постоянно совершенствуя техпроцесс. Ведь документ необходимо подгонять под постоянно совершенствующиеся международные стандарты. Давайте ознакомимся с увлекательным процессом изготовления и вручения пластиковых водительских удостоверений, у которых моментальная (полароидная) фотография заменена на цифровую.
Зачем
менять бумагу на пластик?
Действительно, ездили ведь раньше по бумажным
удостоверениям. Зачем их менять на пластиковые, тратить деньги на исследования,
производство, внедрение? Достаточно заламинировать корочку, чтобы продлить «жизнь»
документу. На самом деле изменения назрели. Во-первых, РФ ратифицировала
Международную конвенцию о дорожном движении, поэтому требуется соблюдать
общепринятые нормы. Во-вторых, простым водителям эта замена полезна хотя бы
потому что сокращается время, необходимое для оформления удостоверения. В-третьих,
для производителей пластиковых удостоверений на местах новшество обернулось упрощением
технологии изготовления. В новом удостоверении фотография печатается
одновременно с текстом.
Как
производят удостоверения
Переходу на выпуск пластиковых водительских
удостоверений с цифровой фотографией предшествовала большая техническая и
организационная работа. При условии сохранения внешнего облика водительского
удостоверения, его конструкции и элементов защиты необходимо было выбрать и
испытать материал, обеспечивающий получение качественного цифрового изображения.
Затем подобрать
оптимальный «цена-качество» комплект современного оборудования. Добиться
программными методами минимизации
возможного разброса качества фотографии при изменениях режима фотосъемки.
Специально для удостоверений с цифровыми
фотографиями был изготовлен материал «теслин», многократные испытания которого
и в условиях производителя, и в условиях потребителя подтвердили стабильно
высокое качество цифровых отпечатков. Это было зафиксировано экспертизами таких авторитетных организаций,
как «Российский союз научной прикладной фотографии», ФГУП НПК ГОИ Вавилова.
Фотографирование кандидата в водители осуществляется
с использованием программы АИПС «Водитель», которая устанавливается во всех
пунктах выпуска удостоверений. Полученные цифровые фотографии сохраняются в
базе данных АИПС (специализированная информационная система ГИБДД), формируя
необходимую для органов внутренних дел фототеку.
Автоматическое управление качеством цифровой
фотографии обеспечивается специальной программой, которая распознает в поле
зрения фотоаппарата лицо человека, как объект фотографирования, и автоматически
фотографирует его. Программа также нормализует качество и относительные размеры
фотоизображения. Приводит фотографию в соответствие установленным международным
стандартам на фотографии для идентификационных документов.
Помимо решения сложных технических проблем по
выпуску удостоверений с цифровой фотографией вместо моментальной, потребовалось
проведение комплекса организационных работ, необходимых для того, чтобы замена
была проведена практически одновременно во всех регионах России. В рамках этих
мероприятий были подготовлены сертифицированные специалисты для внедрения новой
технологии на местах.
Современный этап
На современном
этапе актуален выпуск монолитных пластиковых документов, оснащенных самыми
современными средствами защиты от подделки. Более того, создается система
автоматизированного экзаменационного класса, полностью интегрированного с АИПС «Водитель». Система призвана
практически полностью автоматизировать информационно-технологический процесс
оформления гражданами водительских удостоверений, от этапа приема заявлений до этапа
выдачи пластиковых удостоверений. Самое интересное: один из этапов – это проведение
квалификационных экзаменов. Для
создания автоматизированного экзаменационного класса разработано специальное
программное обеспечение и подобран оптимальный с технико-экономической точки
зрения состав оборудования. Включенные в состав класса специальные терминальные
станции просты в эксплуатации и защищены от несанкционированных действий со
стороны экзаменуемых.
Одна из
последних разработок – устройство «машиночитаемый протокол». Оно позволяет лишь
по реквизитам водительского удостоверения проверять транспортные средства, ускорить
ввод в базу данных протоколов об административных правонарушениях, которые
составляют инспекторы. И не беда, если специальный сканер не разберет
какую-либо запись инспектора: устройство укажет оператору на неразборчивую
запись и потребует его вмешательства.
Вывод
Процесс
внедрения пластиковых водительских удостоверений сопряжен те только с
технологическим производством. Потребовалось создать специальные программы,
внедрить систему на местах, обучить персонал. Плюс постоянно обновлять и
усовершенствовать технологии, программы, дабы поспевать за мировыми тенденциями.
Мы ведь хотим, чтобы наши водительские права были действительны во всем мире?