При горении топливо непременно выделяет теплоту, но она не используется полностью для полезной работы. Это прописано еще во втором законе термодинамики: некая доля теплоты неизбежно отдается холодному источнику. И на примере любого двигателя внутреннего сгорания видно, что в полезную механическую работу удается превратить лишь 20-35% тепла. Большая часть тепла просто расходуется в виде тепловых потерь.
Подробнее о тепловом балансе
Тепловой баланс представляет собой распределение тепла, которое появляется в двигателе за время сгорания топлива, на полезное тепло для полноценного функционирования автомобиля и тепло, что можно квалифицировать как тепловые потери. Различают такие основные потери теплоты:
- вызванные преодолением трения;
- возникающие из-за излучения тепла нагретыми внешними поверхностями двигателя;
- потери на привод некоторых вспомогательных механизмов.
Нормальный
уровень теплового баланса двигателя может быть разным в зависимости от режима
работы. Определяется по результатам испытаний в условиях установившегося
теплового режима. Тепловой баланс помогает определить степень соответствия
конструкции двигателя и экономичности
его работы, и в дальнейшем принять меры по регулировке определенных процессов с
целью добиться более совершенной работы.
Как рассчитываются разные составляющие теплового баланса?
Величина,
всех составляющих теплового баланса, измеряется абсолютными единицами теплоты
за час непрерывной работы мотора или в процентном соотношении ко всему
количеству выработанного тепла. При необходимости тепловой баланс движка автомобиля
можно определить экспериментально или рассчитать самостоятельно с помощью показателей
обычного рабочего цикла двигателя и расчетов объема теплопередачи.
Величина
каждого составляющего элемента, определяющего тепловой баланс, не может быть
постоянной и изменяется в зависимости от возможных нагрузок, степени нагрева и
скоростных режимов работы двигателя.
Отличие теплового баланса разных двигателей
Когда
повышается степень сжатия, увеличивается часть теплоты, которая превращается в
полезную работу: поэтому КПД дизельного двигателя превышает величину КПД
карбюраторного двигателя. В случае уменьшения нагрузок двигателя при поддержании
постоянного скоростного режима объем тепла, направленного на полезную работу,
уменьшается, а потери выработанного
тепла увеличиваются. Когда двигатель работает без нагрузок они достигают 100%.
Когда на двигатель возлагается полная нагрузка, самое выгодное использование
тепла будет на этапе средней скорости. Так происходит потому что общие
тепловые потери, уходящие на охлаждение,
с отработанными газовыми испарениями и в виде механических потерь сводятся к
минимуму.
Важно
также изменение состава топливной смеси, которая существенно влияет на полезное использование тепла в двигателе. Все
объясняется изменениями скорости сгорания смеси. Функционирование двигателя на
обогащенных смесях характеризуется снижением эффективного использования теплоты
через неполное сгорание топлива. При
этом тепловые потери на охлаждение и с выбросом отработанных газов немного
снижаются. С обеднением смеси потери, вызванные неполнотой сгорания,
уменьшаются. Но тогда возрастают тепловые утраты при охлаждении и с отработавшими
газовыми испарениями.
Суммарные
утраты при работе карбюраторного двигателя минимальны, если использовать
экономичные смеси. В дизелях потери теплоты немного выше из-за преодоления
механических сопротивлений, но утраты, связанные
с высокой степенью сжатия, меньше по сравнению с карбюраторными двигателями.
Это способствует образованию более эффективного КПД дизелей. К примеру, теплота
карбюраторного двигателя, превращённая в полезную работу, будет составлять
21-29%, тогда как у дизельного двигателя - 30-42%.
Дополнительные траты тепла на систему
охлаждения
Немалая
часть теплового потока отводится с двигателя на систему охлаждения и уходит с
отработавшими газовыми испарениями. Вывод тепла в систему охлаждения предотвращает
пригорание поршневых колец, задирание и
заклинивание поршня, снашивание головок цилиндров, обгорание сёдел клапанов,
возникновение детонации и другие неприятности. Для вывода теплового потока в
атмосферу некая часть эффективной мощности движка идет на обеспечение привода
водяного насоса и вентилятора. В случае с воздушным охлаждением мощность для
привода вентилятора будет выше из-за более высокого аэродинамического
сопротивления.
Для
снижения потерь нужно обязательно выяснить, какое количество теплоты будет
достаточным для системы охлаждения двигателя автомобиля и что можно предпринять,
чтобы снизить это количество.