Своевременное поступление в цилиндры горючей смеси и отвод отработанных газов обеспечивает механизм газораспределения (ГРМ). Конструктивно механизм состоит из нескольких элементов: привода, распределительного вала с шестерней, привода клапанов, клапанов с направляющими втулками и пружинами.
Эксплуатация автомобиля приводит
к износу деталей механизма газораспределения. Двигатель перегревается, стержни
клапанов клинит во втулках, трущиеся поверхности деталей изнашиваются под
воздействием ударов, газов, нагарные отложения нарушают плотность прилегания клапанов
к седлам. КПД двигателя резко падает, воздух поступает в смесь, снижается
компрессия, клапана издают стук.
К основным неисправностям механизма газораспределения ВАЗ относятся:
- Потеря упругости и усадка клапанной пружины. В итоге посадка клапана на седло происходит с перекосом.
- Истирание направляющих втулок и толкателя также приводит к перекосу посадки клапана.
- Износ шеек и кулачков распредвала, его подшипников и зубьев шестерен.
- Осевое смещение распредвала.
- Износ втулок и осей кормысел.
- Изменение теплового зазора в клапанах.
Об увеличении теплового зазора
судят по металлическому стуку клапанов на низких холостых оборотах вала
двигателя. Значительно изнашиваются торцы стержней клапанов, снижается мощность
двигателя. Это происходит из-за того, что в открытом положении клапаны
находятся меньше времени, ухудшается наполнение и очистка цилиндров.
В случае малого теплового зазора между
клапаном и коромыслом или его полного отсутствия появляются хлопки. У выпускных
клапанов – из глушителя, у впускных – еще и под карбюратором. В результате клапан
неплотно закрывается, что влечет снижение мощности и обгорание фасок на
тарелках клапанов.
Предупредить подобные неисправности можно своевременной регулировкой тепловых зазоров при холодном двигателе. Плановый осмотр производят через 30 тыс. км пробега, а возможно и раньше.
- Износ цепей и звездочек. Истирание шарнирных соединений звеньев цепи привода распределительного вала приводит к удлинению ремня (цепи), что вызывает вибрации и шум при работе. В таких случаях нужно отрегулировать натяжное устройство. Регулировку цепного привода необходимо производить через каждые 10 тыс. км пробега.
- Вытягивание зубчатого ремня (у ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107). Если при внешнем осмотре ремня не выявлено дефектов, то регулируют его натяжение. Складки, трещины, расслоения ремня являются следствием износа и могут привести к разрыву ремня. Поэтому при появлении таких признаков требуется произвести замену ремня. Ресурс работы приводного ремня составляет 60 тыс. км пробега. При выявлении засаленных мест ремень протирают ветошью, смоченной в бензине.
Способы устранения неисправностей
Наслоения нагара на клапанах и
гнездах отмачивают в керосине, а потом удаляют с помощью шабера.
Изношенные оси, втулки, пружины, шарики
поворотного механизма, погнутые стержни, сдеформированные головки клапанов и
др. мелкие детали со следами износа подлежат замене.
Незначительные царапины или
раковины на поверхностях клапанов и гнезд притирают. Под тарелку клапана
устанавливают пружину с меньшей упругостью, чтобы клапан был приподнят над
гнездом. Очищают рабочие поверхности и наносят на них притирочную пасту ГОИ.
При ее отсутствии можно использовать смесь мелко истолченного стекла или
другого абразива с моторным маслом. Смесь должна быть пастообразной. Клапану
придают возвратно-поступательное движение коловоротом или дрелью. Операцию
проводят до появления сплошной матовой фаски на тарелке клапана. Или наносят
карандашом равномерно расположенные на фаске клапана три метки. Клапан опускают
в гнездо, делают несколько притирочных движений, вынимают и смотрят результат.
Отсутствие метки указывает на то, что клапан притерт. Контрольная проверка –
после полной сборки клапана с рабочей пружиной и крепежными сухарями. Заливают
керосин в любой из каналов, оставляют на время. При качественной притирке
керосин не должен притекать. При протечках процедуру повторяют.
Регулировка теплового зазора
между стержнем клапана и толкателем производится при остывшем двигателе, не
ранее 30 мин после отключения. Работы проводят согласно инструкции
завода-изготовителя. С клапанов откручивают крышку, а коленвал устанавливают в
положение конца такта сжатия. Это положение, когда коромысло может свободно
поворачиваться на осях за счет зазора. Фактическую величину зазора контролируют
щупом между клапаном и носком коромысла. Регулировка выполняется регулировочным
винтом при ослабленной контргайке. После выстановки необходимого зазора,
положение винта фиксируют контргайкой. Измеряют зазор.
Пластина щупа, равная
величине зазора должна проходить плотно. Остальные клапаны регулируются
аналогично. В конструкциях с нижним расположением клапанов регилировка
выполняется в той же последовательности, но при настройке зазора регулировочным
винтом придерживают толкатель за лыски.
Натяжение цепи привода механизма
газораспределения для автомобилей ВАЗ осуществляют регулировкой натяжителя.
Ослабляют колпачковую гайку и поворачивают карданный вал на 1-1,5 оборота.
Пружины натяжителя должны надавить на башмаки и автоматически отрегулировать
натяжение. Зафиксировать колпачковую гайку.
У автомобилей ВАЗ-2105 сначала
снимают защитную крышку, а затем ослабляют болты на натяжном ролике. Делают 2-3
оборота коленвала и пружина сама натягивает приводной ремень. Затягиваем болты
и ставим крышку на место.
Бесперебойную работу механизма
газораспределения можно обеспечить проведением регулярного технического
обслуживания. Сюда входит проверка и затяжка болтов крепления цилиндров, стоек
коромысел и др. деталей, контроль зазоров декомпрессионного механизма, контроль
состояния пружин, герметичности прилегания пары клапан-седло, внешний осмотр
цепей и ремней.