Ни для кого не секрет, что сейчас модно тюнинговать свой автомобиль всевозможными способами. Повальное увлечение установкой «развальных пластин» на заднюю ось переднеприводных автомобилей просто захлестнуло всех и вся. Для чего это? С их помощью получают отрицательный развал задних колес (для тех, кто не знает, самое простое объяснение – это когда верхние точки задних колес сближены друг к другу, а нижние – отдалены). Все это для улучшения управляемости автомобилем, а именно для того, чтобы увеличить скорость входа в поворот без сноса задней оси. Так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться. Для этого придется вспомнить основные понятия и термины.
Управляемость
автомобиля
Развал - это
угол между вертикальной осью колеса и плоскостью его вращения при прямолинейном
движении. От развала зависит правильное положение колеса при движении во время
работы подвески. Когда верхняя часть колеса наклонена к центральной оси
автомобиля, то развал отрицательный, когда от нее, то развал положительный.
Управляемость
автомобиля – его способность сохранять то направление движения, которое ему
было задано, а при совершении поворотов – следовать за управляемыми колесами
(поворачиваемость).
Как
следствие – автомобиль может обладать либо недостаточной поворачиваемостью,
либо нейтральной поворачиваемостью, либо избыточной поворачиваемостью.
Недостаточная
поворачиваемость
Когда между передними колесами
автомобиля и дорожным покрытием при маневре сцепление теряется первым – говорят
о недостаточной поворачиваемости. В таком случае автомобиль будет продолжать
движение прямо, не реагируя на руль. Многим знакома ситуация (речь о
переднеприводных автомобилях), когда при входе в поворот с пробуксовкой
автомобиль, не обращая внимания на вращение руля, продолжает ехать прямо,
подобное можно наблюдать и при прохождении поворота на большой скорости на
скользкой дороге. Однако производители серийных автомобилей придерживаются
именно этой тенденции – поворачиваемость должна быть недостаточной.
Нейтральная
поворачиваемость
Если обе оси автомобиля
одновременно теряют сцепление с дорожным покрытием при повороте - речь идет о недостаточной поворачиваемости.
Данная ситуация считается удачной для автомобилей, участвующих в гонках, так
как автомобиль при повороте стремится к внешней траектории поворота, но при
этом не меняет заданный курс.
Избыточная
поворачиваемость
Когда
колеса задней оси при повороте первыми теряют сцепление с дорожным покрытием -
поворачиваемость избыточная. При таких настройках автомобиля нужно быть
максимально осторожным в поворотах - снос
задней оси может привести к развороту автомобиля. Ощутить избыточную
поворачиваемость можно на заднеприводных авто в зимнее время. Стоит при
прохождении поворота надавить на педаль газа и задняя ось пошла
в занос.
Борьба
с избыточной поворачиваемостью
Что же
можно сделать для того, что бы избавиться от избыточной поворачиваемости
автомобиля? Для этого на передней оси можно сделать положительный развал колес,
установить стабилизатор поперечной устойчивости, увеличить вертикальную
жесткость в подвеске путем установки более жестких пружин. На задней оси
автомобиля также возможны доработки: можно поставить более мягкие пружины,
снизив тем самым вертикальную жесткость в подвеске. При этом в повороте
автомобиль будет как бы «приседать» на внешнее колесо, но зато не будет сноса
задней оси. Второе -
сделать отрицательный развал задних колес. При таком развале возможности сноса
задней оси с траектории поворота значительно снижаются.
Влияние
типа привода автомобиля на управляемость
Переднеприводные
автомобили в подавляющем большинстве склонны к недостаточной поворачиваемости.
В силу того, что на оси имеется тяга, то это увеличивает возможность силового
увода шины автомобиля, и наоборот, если на оси тяги нет, то и силовой увод шины
менее возможен. В случае с переднеприводными автомобилями получается, что
передняя ось пытается сорваться с траектории, а задняя лишь следует по
направлению.
Если не
вдаваться в подробности устройства и настроек подвески полноприводных
автомобилей и учитывать, что тяга при помощи межосевого дифференциала
распределяется по осям равномерно, то мы получаем автомобиль с ярко выраженной
нейтральной поворачиваемостью.
Автомобили
с задним приводом обладают избыточной поворачиваемостью. Для тех, кто
занимается конструированием подвески, это одна из сложнейших задач. В данном
случае приходиться искать компромиссы и идти на различные ухищрения, чтобы
сделать автомобиль более управляемым и уменьшить «тягу» к избыточной
поворачиваемости.
Выводы
Переднеприводные
автомобили обладают недостаточной поворачиваемостью, то есть передняя ось
уходит в снос раньше. При установке «развальных пластин» на заднюю ось мы еще
больше увеличиваем скорость, при которой это произойдет. Получается что для
переднеприводных автомобилей данная процедура практически бесполезна (если
только вы не являетесь гонщиком-экстремалом). На полноприводных
автомобилях такой тюнинг не нужен и вовсе. Умные головы при конструировании все
рассчитали и настроили уже за вас. Остается вариант с заднеприводными
автомобилями. Делать отрицательный развал колес задней оси - дело каждого. Но не забывайте, что
устанавливая пластины, вы вносите изменения в конструкцию автомобиля, не
запланированные заводом-производителем. Второй немаловажный момент: при установке пластин колеса меняют
угол наклона и все, что ждет вас в ближайшее время, это усиленный односторонний
неравномерный износ рабочих поверхностей Ваших покрышек. Тогда резонным
становится вопрос: а стоит ли игра свеч? Ради сомнительного увеличения скорости
входа в поворот нести такие потери? И самое главное - зачем??? Ведь вы в городе на дорогах общего
пользования, а не на спортивном треке.