«Нива» по праву считается родоначальником целого класса автомобилей – кроссоверов. Изначальной целью конструкторов ВАЗа было создание городского автомобиля – компактного, с небольшим багажником и двухдверным кузовом. Однако на каком-то этапе решено было превратить этот автомобиль в джип.
К счастью эта идея оказалась удачной и жизнеспособной. Автомобиль получился, как и было задумано, маленьким, легким, с большим дорожным просветом и малыми свесами кузова. Все это обеспечило «Ниве» прекрасную проходимость. Несмотря на «внедорожный» характер автомобиля внешне он не отличался от обычного легкового автомобиля, это и не удивительно, ведь в «Ниве» был широко использован дизайн и многие детали от ВАЗ-2106, особенно это касается салона. В результате автомобиль объединил в себе комфорт и проходимость.
Серийный выпуск «Нивы» был начат 5 апреля 1977 года. Что можно сказать о конструкции ЗАЗ-2121 «Нива» подробнее? Этот автомобиль относится к легковым автомобилям повышенной проходимости малого класса. «Нива» имеет несущий трехдверный кузов «хетчбек». Задние сиденья складываются, увеличивая объем багажника. КПП – механическая, четырехступенчатая, имеется двухступенчатая раздаточная коробка и блокируемый межосевой дифференциал. Привод на колеса полный, постоянный. Первые модели автомобиля оснащались двигателем ВАЗ-2121, сконструированном на базе двигателя ВАЗ-2106. Это был рядный, карбюраторный, четырехцилиндровый двигатель с объемом 1580см3 и мощностью 75 л.с. В течение 1994 года на Волжском Автозаводе было выпущено множество модификаций, но, в итоге базовой была принята модель с индексом ВАЗ-21213, которая имела двигатель увеличенного объема (1690 см3) и мощность 80,8 л.с.
Через год появилась модель ВАЗ212114 с инжекторным двигателем, а также «растянутые» трехдверные версии «Нивы» - ВАЗ-2129 и ВАЗ-2130. В 1996 году начался выпуск «пятидверки» ВАЗ-2131, и модели «Фора». В 1996 году их сменила «пятидверка» ВАЗ-2131, и почти одновременно свет увидела «Фора» с индексом 21218 – трехдверная модификация, удлиненная по дверному проему на 300 мм.
Большим спросом «Нива» пользовалась и за рубежом, в самых разных уголках земного шара. В основном спрос обеспечивала удачная, уникальная конструкция автомобиля и отсутствие мировых аналогов. Из почти двух миллионов «Нив» было экспортировано более 500 000.