Как и другие узлы автомобиля, тормоза могут выходить из строя и ломаться. Даже на самых дорогих марках машин, тормоза нуждаются в периодической профилактике. Лучше предотвратить печальные последствия, вышедших из строя тормозов, позаботиться об их состоянии заблаговременно. С профилактикой нельзя опаздывать, с каждым пройденным километром, с каждым новым торможением, растёт риск для жизни. Косметический ремонт тормозов не даст реальных результатов. Если вы почувствовали неладное, стали обращать внимание на педаль, или сигнальные лампы — это уже ремонт. В данной публикации мы расскажем, как проводится диагностика тормозной системы автомобилей, также дадим несколько рекомендаций по ее обслуживанию и эксплуатации.
Неисправностей тормозов может быть много, но есть похожие между собой у разного типа тормозов.
Самый распространённый дефект — задир рабочих поверхностей исполнительных механизмов, происходящий по причине несвоевременной замены фрикционных колодок.
Параллельно этому дефекту, перегреваются барабаны, или тормозные диски, это сопряжено с их короблением и отжигом.
Нарушается герметичность при сгорании уплотнителей поршней, вследствие этого, происходит заклинивание поршней рабочих цилиндров тормозов. Можно проточить тормозные диски, но это будет косметическим средством, устраняющим поверхностную деформацию, и не избавляющим от внутренних напряжений.
Не затягивайте процесс замены!
После проточки только ускорится процесс перегрева дисков при несанкционированных торможениях на длинных спусках и больших скоростях. Последствия несвоевременной замены могут быть серьёзными.
Могут разрушиться:
- шаровые опоры,
- подшипники ступиц,
- шкворневые узлы,
- шарниры равных угловых скоростей,
- рулевые шарниры.
Всё это дорого обходится нерадивому водителю.
Любители высоких скоростей замечают через 70-80 тыс. км пробега значительное превышение предельно допустимого износа тормозных дисков.
После 50%-го износа колодок, при чересчур малой толщине тормозного диска, слишком далеко выдвигаются поршни тормозных цилиндров, что ведёт к их заклиниванию, перекашиванию и коррозии. Это проявляется в плохом качестве тормозов, непослушании руля при торможении, «одеревеневшей» тормозной педали.
Народные умельцы приловчились вставлять вместо одной колодки - две, «бутербродом», чтобы выровнять потерянную толщину диска. Один из таких умельцев, хозяин BMW 318, заменил колодки, не заменив передние тормозные диски, которые были сильно изношены. В результате такой экономии, при экстренном торможении после 2 тыс. км одна из колодок левого переднего колеса проскочила между суппортом и тормозным диском, а затем улетела. И машина обернулась вокруг собственной оси дважды, после чего, оказалась в кювете. Спас жизнь машине и водителю лишь глубокий снег.
Ещё один распространённый дефект — нарушение работы гидравлической части тормозной системы, о которой забывают позаботиться автовладельцы. Раз в год, согласно инструкции, полагается менять тормозную жидкость. Она сильно гигроскопична, впитывание влаги поднимает температуру кипения — с 180-200 градусов до 130-140. По этой причине, после нескольких подряд остановок, педаль проваливается, или заклинивает поршни тормозных цилиндров, или суппортов. Это происходит оттого, что из-за образования пузырьков пара, исчезают тормоза, и проваливается педаль.
Влага внутри гидравлики повышает риск коррозии. Начинается утечка тормозной жидкости, а продукты разложения ускоряют процесс. Поэтому тормозную жидкость менять надо вовремя.
Несколько советов по обслуживанию и эксплуатации тормозной системы автомобиля:
- Когда диагностируете тормоза, делайте это в удобных местах — где впереди не стоят люди, или не находится кирпичная стена.
- Тормозные шланги выходят из строя и от механических повреждений, которые можно заметить лишь при внимательном осмотре. В случае дефекта, шланг необходимо немедленно менять новым.
- Если повреждён какой-нибудь один узел, тоже необходима замена, не допускается бандаж, герметизирующие ленты.
- Всю систему прокачивать нет необходимости, если меняется главный тормозной цилиндр. Достаточно прокачать именно этот узел, это относится также и к замене суппортов и тормозных цилиндров.
- Тормозную жидкость категорически запрещается использовать повторно. Для того чтобы полностью заменить жидкость, старая откачивается из главного цилиндра шприцом или клизмой, а затем заливается новая.
- Согласно международным требованиям, у тормозной системы автомобилей есть 3 контура. В случае провала педали, надо продублировать нажатие, а в случае необходимости - использовать ручной тормоз.
- Не переоценивайте эффективность антиблокировочной системы тормозов. В ситуации аварии надо использовать все шансы — кучи песка, бордюры, щебень и другие особенности ландшафта.