Конструкция дизельного и бензинового мотора схожа – коленчатый вал, клапаны, шатуны. Однако степень сжатия дизельного, больше чем в два раза, превышает степень бензинового мотора, в связи с чем, первые оснащаются усиленными деталями. Основное отличие состоит в порядке формирования топливно-воздушной смеси, ее воспламенения и сгорания. В отличие от бензинового мотора, где смесь формируется во впускной системе и в цилиндре воспламеняется, в дизельном двигателе в цилиндр поступает чистый воздух. Подробнее, о том, как работает дизельный двигатель внутреннего сгорания, можно узнать из данной статьи.
Для создания высокого давления используется топливный насос высокого давления (ТНВД).
В дизельном двигателе также есть свечи, однако у них иная роль - они служат для разогрева воздуха в камере сгорания.
Дизельный двигатель работает на дешевом топливе и бедных смесях, что, безусловно, делает поездки на таком автомобиле сравнительно экономичными.
Тяжелые дорожные условия не особо страшны дизельному мотору - у него большой крутящий момент с широким диапазоном частот вращения.
Дизель считается лучше и с точки зрения экологии – количество вредных веществ намного меньше, по сравнению с бензиновым вариантом.
Безусловно, дизельный двигатель внутреннего сгорания имеет и ряд недостатков. Можно выделить следующие:
1. Повышенный шум и вибрация. Возникают из-за высокой степени сжатия и быстрого нарастания давления в цилиндре при самовоспламенении смеси.
2. Дизельный мотор трудно завести при минусовой температуре.
Также можно выделить несколько типов дизелей, в зависимости от конструкции камеры сгорания:
1. Двигатель с неразделенной камерой.
2. Двигатель с разделенной камерой (впрыск осуществляется не в цилиндр, а в дополнительную камеру).
3. Вихрекамерный дизельный мотор.
4. Предкамерный дизельный мотор (оснащен специальной вставной форкамерой.)
Одна из основных деталей дизельного двигателя внутреннего сгорания – поршень, который имеет более толстые стенки, у поршневого пальца увеличен диаметр, а у поршневых колец – высота. В зависимости от типа камеры сгорания, поршень имеет специфическую форму днища (по которой, в основном, и определяют тип двигателя).
Другие детали не имеют существенных и принципиальных особенностей по сравнению с бензиновыми двигателями.
Ремень, несмотря на все его позитивные качества, при обрыве выводит дизельный двигатель из строя. Аналогично бензиновым двигателям, для увеличения мощности используется наддув.
Одним из важнейших элементов дизельного двигателя внутреннего сгорания является система подачи топлива.
Основу этой системы представляет топливный насос высокого давления, который нагнетает топливо в форсунку, в определенном количестве.
Дизельные моторы легковых авто использую три основных типа ТНВД:
1. Плунжерный рядный насос.
2. Распределительный насос.
3. Рядный насос.
Одна из основных особенностей дизельного двигателя внутреннего сгорания – система пред-пускового подогрева. В большинстве дизелей в камере сгорания установлены свечи накаливания. При включенном зажигании, свечи в секунды нагреваются до 900 градусов, подготавливая двигатель к запуску. Однако в холодное время разогрев происходит чуть дольше, 15-20 секунд. Иногда в качестве пускового механизма применяют электрофакельный подогрев.
Подача топлива к пусковому механизму происходит из поплавкового устройства.
Усовершенствованная система пред-пускового подогрева дает возможность запускать современные дизельные двигатели внутреннего сгорания при температуре до -30 градусов.
Окончательное решение о выборе дизельного или бензинового двигателя лежит на потребителе. У каждого есть свои отличительные достоинства и недостатки в работе. Однако во времена финансовых кризисов, постоянно растущих цен на нефть и, соответственно, на бензин, вопрос об экономической стороне эксплуатации автомобиля становится особенно острым и значащим.