Лето – эта пора отдыхов и отпусков, однако бывает, так что изнурительно жаркие деньки, превращаются во что-то непреодолимое, когда вы едите на автомобиле. Для автовладельцев, которые проводят ежедневно очень много времени в дороге, наличие климат-контроля или кондиционера в машине – это не только «не роскошь», а вещь, без которой невозможно обойтись. Однако не все автолюбители понимают, как работают автомобильные кондиционеры или климат-контроли.
Людей, которые стоят в бесконечных пробках в автомобилях с установленным кондиционером можно легко отличить по закрытым окнам, не смотря на то, что на улице стоит жара, довольным выражениям лиц и завистливым взглядам на них окружающих. Почти все иномарки, которые сейчас выпускаются с конвейера, оснащены системами климат-контроля или кондиционирования. Тут можно сочувствовать лишь владельцем машин отечественного производства, однако это будет не совсем корректно сказано по отношению 10-м моделям ВАЗ и выше. Так как в комплектации «десяток» уже есть простая система кондиционирования.
Для начала надо понять, что вообще такое кондиционирование. Кондиционирование – это система, которая поддерживает в салоне автомобиля определенную влажность воздуха и температуру. Очень большое влияние на самочувствие и реакцию водителя влияет микроклимат в салоне. Как показали нам медицинские исследования, при 11оС у организма начинается переохлаждение, а при +30оС реакция человека будет замедленна, что приведет к принятию неверных решений при вождении.
Первые автомобильные кондиционеры появились еще 1936 году в Соединенных штатах Америки, но Вторая мировая война послужила поводом для приостановлении исследований этого направления. Когда война закончилась разработки резко пошли вверх, уже к 90-м годам порядка 80% всех автомобилей, которые выпускало США, были оснащены кондиционерами. Стоит отметить, что оборудование того времени стоило порядка трети стоимости машины. В СССР кондиционеры появились лишь в 50-х годах, устанавливались они естественно на правительственные машины.
И так, что вообще такое кондиционер для авто? Конструкций сейчас довольно много. Однако все что касается очистки (фильтры) и подачи воздуха (вентиляторы) в кондиционерах технологии примерно схожи на протяжении всей истории создания. Принципиальные их различия только в типах холодильных установок.
Методом ошибок и проб разработчики кондиционеров для автомобилей медленно подобрались к такому выводу: самая оптимальная холодильная установка в современном мире, является та, что применяется на холодильниках — парокомпрессорная. В ней тепло поглощается за счет испарения специального хладагента – фреона, который под давлением прокачивается по замкнутой системе компрессором.
Тривиальная компрессорная машина на данный момент по совокупности потребительских и технических параметров остается непревзойденной, особенно по соотношению «эффективность- стоимость». Усилия основных фирм, которые производят кондиционеры, направлены не на усовершенствование конструкций, который работают от описанному нами принципу, а на: более умную автоматику, тонкую механику, модный дизайн, «экологические» фреоны, эргономику, удобство обслуживания и др.
Кондиционер для автомобиля достаточно простой в обслуживании. Зачастую первые пять лет, своему владельцу он не доставляет никаких хлопот. Максимум что надо делать – это плановые проверки (лучше всего в автосервисе) на предмет герметичности и дозаправку хладагента.
Кондиционеры для автомобиля заправляют хладагентом (фреоном) двух типов: R12 (чаще всего встречается в системах авто до 1994 года выпуска) и R134a. В обоих хладагентах есть как свои недостатки, так и достоинства. «Новый» R134a принято считать более экологически безопасным, он может позволить получить температуру на 12 градусов ниже, чем R12, однако он стоит несколько дороже и более текуч.
Надо отметить, что R134a и R12 совершенно несовместимы между собой. Если смешать эти два вида фреона – это приведет к свертыванию масла, которые заливается в систему с хладагентом, в результате чего произойдет поломка. А ремонт кондиционера – дело не дешевое.
Также хочется сказать, что помимо кондиционера в автомобили зачастую устанавливают климат контроль. Часто бывает так, что их путают между собой, называя кондиционер – климат-контролем и наоборот. Они схожи, однако это совершенно разные механизмы. Климат-контроль – это совокупность устройств, которые по заданиям компьютерной программы осуществляют управления системой вентиляции, обогрева воздуха и его охлаждения (в том числе кондиционером). Другими словами – это центральная система, которая управляет всеми климатическими изменениями в автомобиле. В салоне машины, есть датчики, которые реагируют на изменение влажности и температуры, в зависимости от показания данных приборов система принимает действия, которые заложены в ее память непосредственно водителем.
Бывают системы климат-контроля с ручным управлением, в них вы будете задавать все режимы работы самостоятельно, есть и автоматические, где осуществление всеми процессами возложено на компьютер. В устройствах, где управление производится вручную, довольно просты в управлении, они позволяют в большом диапазоне регулировать температуру в салоне, распределять подаваемый воздух. Автоматические же системы контроля микроклимата оснащаются микрокомпьютером, они являются более совершенными с технологической точки зрения.
Также надо обратить внимание водителей на то, что когда вы включаете системы климат-контроля и кондиционирования, у машины повышается расход топлива и заметно снижается мощность. Поэтому, разобравшись, как работает автомобильный кондиционер можно сделать вывод о целесообразности его приобретения. Что вам больше по душе: парится в душной машине с открытыми окнами или тратить большее количество топлива при езде.