В большинстве своем современные автомобили оснащены усилителем руля. В последнее время все более популярным становится электроусилитель руля, однако автомашин, оборудованных гидроусилителями, пока гораздо больше. Поэтому дальше речь пойдет о слабых местах такой системы. Эта публикация расскажет про характерные неисправности гидроусилителя руля.
Зима, холода…
Откровенно говоря, гидроусилитель вовсе не такой уж капризный узел. Просто меняйте своевременно жидкость в системе, следите за состоянием сальников и уплотнителей, да вовремя меняйте приводной ремень (его износ легко определить по характерному свисту). В общем, кабы не наши русские морозы да экстремальные дороги, то ездили бы мы на машине с ГУРом тысяч бы двести километров и «в ус не дули». Ведь именно низкие температуры и ужасное состояние дорог неизбежно приводят к преждевременному износу гидроусилителя. Ну а весь комплекс проблем, связанных с этим узлом рулевого управления, специалисты обычно подразделяют на две категории — механическую и гидравлическую.
Оба типа характерных неисправностей могут возникнуть как в насосе усилителя руля, так и в самой рулевой рейке. Как и всякая гидравлическая система, ГУР весьма чувствителен к температурным изменениям. Насос гидроусилителя создает в системе очень сильное давление (до ста атмосфер), а значит, с повышением вязкости жидкости увеличивается риск выдавливания сальника. Да еще наши автомобилисты далеко не всегда соблюдают даже самые элементарные правила эксплуатации. Так, например, многие в мороз оставляют автомобиль с вывернутыми колесами. Следовательно, после запуска двигателя давление в системе концентрируется с одной стороны, и это приводит к выдавливанию сальника. Некоторые автолюбители не имеют привычки вовремя менять жидкость в ГУРе. А ведь она очень легко густеет, что приводит к избыточному давлению в системе.
А вот летом характерные неисправности гидроусилителя руля возникают из-за грязи и пыли. Даже небольшая разгерметизация гидравлической системы быстро приводит к износу штоков и втулок. Штоки практически сразу покрываются ржавчиной и изнашивают втулки. В итоге, через несколько сотен километров пробега зазор между штоком и втулкой рулевой рейки может увеличиться настолько, что на небольших неровностях дороги появится стук. Помимо этого, из-за пыли возникают проблемы с крестовинами рулевого вала: попадая под уплотнения в крестовинах, пыль провоцирует износ. Такая неисправность проявляет себя весьма незамысловато — руль при активном рулении подклинивает.
Если стучит рейка?
Подержанные автомобили в восьмидесяти случаях из ста страдают характерным «расстройством» рулевой рейки. Чаще всего, автомобилисты жалуются на то, что стучит рулевая рейка и подтекает гидравлическая жидкость.
Устранить течь совсем не трудно. Вопрос заключается только в том, какова ее причина.
При банальном износе уплотнителя проблема решается простой заменой ремкомплектом. Но часто бывает, что течь появляется в результате сильного износа втулки и увеличения зазора. И здесь возникает закономерный вопрос – целесообразно ли подобное, половинчатое решение проблемы, ведь предсказать, сколько продержится такой ремонт, невозможно.
Замечено, что с недавнего времени в моду входит такая услуга, как «подтяжка», или иначе регулировка рулевой рейки. А, между прочим, ни одним заводом-изготовителем такой вид услуг не регламентируется. Нередко автомобилисты считают, что стук в рейке можно устранить, затянув регулировочную гайку на рулевой рейке. Однако по-хорошему, для устранения стука в рейке, ее надо демонтировать, полностью разбирать редуктор и смотреть, что явилось причиной люфта, возможно ли устранение повышенного люфта при помощи регулировки. Помните - сильно затянутая рейка становится причиной того, что руль заклинивает при резком повороте.
Чистота – залог здоровья ГУРа.
Наличие в бачке грязной или просроченной жидкости очень сильно влияет на ускоренный износ насоса и уплотнителя гидросистемы, расположенных в механизме рейки.
Непременно нужно следить за уровнем жидкости в бачке гидроусилителя! Когда уровень жидкости в бачке гидросистемы опускается ниже допустимого уровня, система, опять же, начинает работать на износ.
Если вы владелец подержанного автомобиля, заведите привычку проверять уровень жидкости в бачке, и при необходимости доливать ее. При этом не забывайте учитывать, что использовать можно только указанную в руководстве по эксплуатации вашей машины жидкость. Помните, что жидкость, предназначенная для АКПП, подходит не для всех гидроусилителей руля. В продаже имеется множество марок жидкостей. Используя неподходящую жидкость, можно испортить все сальники в системе.
И еще одна важная деталь. Поскольку жидкость используется не только как наполнитель гидросистемы, но и в качестве смазочного материала, очень важно, чтобы ее уровень оставался нормальным, в противном случае это грозит выходом насоса из строя.