Но звание «самого маленького», ради которого жертвуют такими «пустяками», как комфорт, безопасность, грузо- и пассажировместимость, или даже чувство собственного достоинства, которое владельцу автомобильного лилипута тяжело сохранить в окружении машин «нормального» размера. И, тем не менее, желание прославиться для автоконструктора-одиночки - надежда в очередной раз прорекламировать свою торговую марку для автомобильной фирмы или просто снова удивить публику для автогиганта постоянно толкает их на путь создания все новых и новых автомобильчиков, под лозунгом «все меньше и меньше». Да, конечно, самые маленькие автомобили мира крайне мало распространены.
Правда, помимо страсти к рекордам и желания прославиться для конструирования и выпуска автомалышей есть и вполне практические основания – такая машинка представляет собою практически идеальный городской автомобиль (поездки в режиме «дом-работа-магазин») для молодой семьи или же, наоборот, семьи пенсионеров. Маленькие автомобили дешевы, чрезвычайно экономичны, проходят буквально везде, где есть хотя бы относительно ровная дорога, избавляют от проблем с парковкой и т. д. Небольшие автомобили мира - достаточно известная категория.
В общем, подтверждается вечная истина – недостатки есть продолжение достоинств…
Что касается практического воплощения этой теории, то оно началось еще на заре автомобилестроения, когда первые самобеглые коляски, оснащенные движками, мощностью пока еще уступающими одной живой лошади. Столь скромные возможности двигателя определяли и облик трехколесной машинки, состоящей из смонтированных на раме и открытых всем ветрам мотора, руля и водительского сиденья.
Однако «удобство» подобных конструкций было очевидным, и с ростом мощности двигателей спартанская простота первых автомобилей стала уступать место удобству, а затем и комфорту. Но, опережая их, столь же стремительно стали расти и цены на сами автомобили. И желание иметь «почти как настоящий» автомобиль по приемлемой цене подстегивало автоконструкторов к разработке все новых и новых минимобилей.
Сильнейшим стимулом к этому стали последствия Второй мировой войны в Европе. Разоренная шестилетней войной, разбомбленная союзной авиацией старушка-Европа просто не имела средств для производства и эксплуатации машин, подобных заокеанским «крайслерам». Тут требовалось что-то максимально скромное, и оставшийся после окончания войны без заказов знаменитый концерн «Мессершмит-Бельков-Блом» перешел на мирную продукцию, использовав при этом накопленный за годы войны опыт производства самолетов с небольшим весом и из имеющихся под рукой материалов. Так появился «автомобиль» Fend Flitzer, названный так по имени своего автора. Конечно, на фоне недавней продукции «Messerschmitt», вроде шестимоторного мотопланера «Гигант», способного перевозить по воздуху даже легкий танк, эта продукция смотрелась куда как бледненько (всего три колеса, масса – 120 кг, длина – около двух метров, двигатель – 4, 5 лошадиных силы), но именно этот автомобильчик помог концерну пережить самые тяжелые времена до поступления послевоенных авиационных заказов уже от правительства ФРГ и избежать тем самым банкротства. Не стоит забывать, что современная немецкая автомобильная промышленность достигла современных высот, начав с таких вот «шедевров». Так что терпение и труд, труд и терпение, господа! И экономия во всем…
Формально победившая, но разоренная не меньше побежденной Германии послевоенная Франция пошла в автомобилестроении тем же путем. Там в дело также вступили авиастроители, выпустившие в 1955 году Avolette Recordи Avolette Tourisme. Немцев они, конечно, по всем статьям переплюнули, длина – «целых» два с половиной метра, масса – 200 кг; мощность двигателей колебалась от 9 до 14 лошадиных сил, достигая вполне приличной скорости в 110 км/ч.
Тут всех удивили американцы, нашедшие рядом со своими авто, похожими на океанские крейсера, и место для авто, которые по праву именуются как самые маленькие в истории автомобилестроения серийные автомобили - этот официальный рекорд, поставленный еще в начале шестидесятых, не побит и по сию пору. Автомобильчик Peel P50весил всего 60 килограммов, его габаритные размеры составляли: длина 1, 37 м, а ширина – ровно 1 метр. Моторчик в 4, 5 л. с. разгонял сей агрегат до 75 км/ч. Естественно, при таких габаритах и мощности сей автошедевр поднимал всего одного человека.
Но, не превзойдя американцев в размерах, французы все-таки переплюнули их по статье «самый маломощный из серийных». Brutsch Mopetta со своими двумя! ! ! лошадиными силами, трехколесным шасси и похожим на лодку кузовом без дверей заставлял вспомнить коней девятнадцатого века, но все-таки развивал 45 км/ч. Но правда весил он куда больше «американца» - целых 78 килограммов и снабжался специальной ручкой для переноски... Правда, рассчитывали этот автомобиль не на взрослых водителей, а в основном на подростков, которым по тамошним законам с 14 лет можно ездить без прав, лишь бы объем двигателя был меньше 50 «кубиков», а скорость машины не превышала как раз 45 км/ч. Так сказать, скутер с комфортом.
Из более современных серийных автомобилей интересен Minimobil фирмы Skoda. Он тоже одноместный, правда, довольно высокий для своих габаритов – целых полтора метра, и при этом имеет два двигателя – электромотор и бензиновый. Причем развиваемая на последнем скорость - 90 км/ч. , правда, устойчивость при этом оставляет желать лучшего…
Из самоделок титул «самой маленькой в мире» пока удерживает творение англичанина Перри Ваткинса – поставленный на шасси квадроцикла пластиковый кузов от Postman Pat– известной в Европе детской машинки. Мотор объемом в 150 кубов, указатели поворотов, ветровое стекло, «дворники» - как у настоящего автомобиля, и это все – при ширине в 66 сантиметров! Машина прошла регистрацию и имеет право ездить по дорогам общего пользования.
На родных дорогах ожидается появление автомобиля «Пчелка», длиною в 2, 55 м. , разработанного компаниями «Автоагрегат» (Кинешма) и «Техоснастка» (Москва).