Такие автомобили, как ВАЗ-2108 и ВАЗ 2109, а также их усовершенствованные модели обычно всегда легковые и с передним приводом. У переднеприводных автомобилей масса меньше, чем у заднеприводных. Еще одним преимуществом является то, что салон таких машин более комфортабелен для перевозки пассажиров. Он более свободный. У переднеприводных автомобилей нет заднего моста и карданной передачи, которые обычно занимают много места. Что касается задней части автомобилей, и здесь можно обнаружить явные преимущества. Они заключаются в ее компактности. Багажное отделение больше по размеру, чем все у тех же заднеприводных автомобилей. Топливный бак находится под задним сиденьем. В нише пола багажника хранится запаска. Кузов автомобиля имеет клиновидную форму. За счет этого значительно улучшаются аэродинамические характеристики автомобиля. Сопротивление воздуха во время езды меньше.
Общее сравнение
В
целом автомобили довольно легкие из-за того, что большая часть его деталей изготовлена
из пластмасс и различных сплавов (например, из алюминия). Общая масса
пластмассовых деталей — 80 кг.
Из нее изготовлены такие детали, как бампера, облицовка багажника и
салона, различные кожухи. Из
алюминиевого сплава сделан радиатор и некоторые детали коробки передач.
Двигатель автомобиля ВАЗ 2109 тоже меньших размеров. Его разработали специально
для поперечного расположения. Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения.
Процесс сгорания оптимально подобран. Степень сжатия двигателя доведена до 9,9.
Что касается трансмиссии, то и здесь происходят значительные
усовершенствования, упрощения. Трансмиссия представляет собой узел, который
состоит из коробки передач и сцепления. Силовой агрегат расположен поперек
автомобиля. И таким образом, привод
ВАЗ 2109 передних колес происходит прямо от самой коробки передач. И в
результате такого расположения мощность двигателя используется более
рационально, а расход топлива уменьшается. По сравнению с более ранними
моделями автомобилей, трансмиссия не изменилась. Хотя общая масса и уровень
шума уменьшаются. Теперь рассмотрим коробку передач. Она имеет двухвальную
систему. Передачи переднего хода синхронизированы. В основном коробки передач
выпущены в пятиступенчатом исполнении, но иногда встречаются и четырехступенчатые.
В коробке передач применяют маловязкое моторное масло. Поэтому при передаче
крутящего момента потери уменьшаются. Кроме того, зимой автомобиль трогается
быстрее все по той же причине. Привод сцепления также упрощен, он тросовый. В
нем нет зазоров, подшипник сцепления поджат к диафрагменной пружине с усилием
5-7 кгс.
А
само сцепление сухое однодисковое. У него имеется диафрагменная нажимная
пружина, а его фрикционные накладки
обладают повышенной износостойкостью.
Теперь,
что касается рулевого управления. Благодаря поперечному расположению силового
агрегата и подвески передних колес, рулевое управление хорошо подходит к
реечному рулевому механизму. Его конструкция проста и компактна. Здесь совсем
не требуются промежуточные рычаги. В рулевом управлении применяются только
шаровых шарнира. Рулевые тяги присоединены к центральной части рулевого
механизма. Благодаря такому типу управления не требуется больших усилий на
рулевом колесе. У тормозной системы есть Ваз 2109 ручной привод тормозов, всего их две:
передние дисковые и задние барабанные. Тормозной привод имеет вакуумный
усилитель. Он двухконтурный, с диагональным разделением контуров. Контуры
разделены по своим функциям. Первый контур отвечает за обслуживание тормозных
механизмов правого заднего и левого переднего колес. А второй контур наоборот,
отвечает за левое заднее и правое
переднее колесо. Такое распределение очень эффективно. Привод тормозов ВАЗ 2109 отличается
качеством и надежностью. Если выйдет из строя один из контуров, автомобиль не
потеряет прямолинейного направления движения. В этом случае теряется всего 50
или менее процентов эффективности торможения.
Отличия
Между
автомобилями ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 есть некоторые отличия. У второго имеется
пятидверный кузов и небольшие изменения в системе питания двигателя. В
двигателе есть заборник холодного воздуха. Он поступает под облицовкой
радиатора. Заборник находится прямо над радиатором. Соединяется он с
терморегулятором воздушного фильтра.
Каркас кузова имеет два проема для передних и задних допрей. Что
касается передних боковых дверей, то они у первого и у второго автомобиля
одинаковые по своему устройству и по устройству их механизмов. Отличия можно
наблюдать лишь в размере. Задние боковые такие же, как и передние. Разные у них
только замки. Снаружи они не запираются ключом. Есть также дополнительная
защита от открывания замка изнутри. У этой блокировки есть специальный рычажок,
расположенный под наружным замком на торце двери. Если рычажок перенести вниз
перед тем, как закрыть дверь, то открыть ее изнутри уже не получится. Это можно
будет сделать лишь наружной ручкой двери.
Касаясь
конструкции гидравлического привода тормозной системы ВАЗ 2109, можно сказать,
что он состоит из вакуумного усилителя, педали, главного цилиндра (с бочком),
тормозных механизмов, колесных цилиндров, регулятора давления, трубопроводов
диагональных контуров.
Усилие на педаль тормоза снижает вакуумный усилитель. Полость вакуумного усилителя на 2 камеры делит корпус клапана и диафрагма, которая зажата между крышкой и корпусом. Первая камера – вакуумная, вторая – атмосферная. Первая камера изолирована от второй камеры и соединяется впускной трубой мотора при помощи шланга и наконечника. В сторону крышки усилителя отжимается корпус клапана вместе с диафрагмой под действием пружины. Конструкция корпуса клапана состоит из поршня, штока привода, клапана, привода главного цилиндра (с ним опорная втулка), буфера, двух пружин, втулки корпуса клапана, воздушного фильтра, толкателя. На шток напрессована опорная втулка. В корпус клапана она упирается через пластмассовую втулку и резиновый буфер. Регулировочный борт ввернут в торцевое отверстие. Чтобы уплотнить как можно крепче зазор между корпусом вакуумного цилиндра и фланцем главного цилиндра специалисты установили в гнездо корпуса резиновое кольцо.